double arrow

Право международных организаций


Тема №3.

Консульские действия – конкретные действия, осуществляемые консульством для реализации своих функций.

Функции КП – это основные направления деятельности консульства.

Выделяют основные функции КП:

1. правозащитная – состоит в защите прав граждан аккредитуемого государства

2. экономическая – состоит в поддержании экономических отношений со страной пребывания

3. информационная – состоит в сборе, хранении, производстве и распространении информации об аккредитуемом государстве и об аккредитующем государстве

4. культурная – распространение сведений о культуре аккредитуемого государства. Т.е. консульство, выполняющее такую функцию может создавать библиотеки, открытые для населения страны пребывания на языке государства, могут открываться кружки, проведение дней культуры и др.

1,2 встречаются чаще всего. Кроме того, любое КП выполняет правозащитную функцию. А какие еще у него будут функции и будут ли – зависит от самого МД. Т.е. функции консульства определяются в МД.

Если консульство генеральное – выполняет все 4 функции. Вицеконсульство – только правозащитная.




Т.к. ранее консульства создавались для защиты прав граждан, то все они обладают правозащитной функцией. Т.к. в основном защищались права купцов, появилась экономическая функция. Ее выполняют большинство консульств.

Например, правозащитная функция – действие консульское может состоять в предоставлении адвоката гражданину, задержанному властями принимающего государства. Нотариальные действия, заключение экономических договоров от лица принимающего государства и т.д.

1. понятие, источники права международных организаций. Система права м/о

2. история создания, цели и принципы ООН

3. Генеральная Ассамблея ООН

4. Совет Безопасности ООН

5. экономический и социальный совет ООН

6. международный суд ООН

7. специализированные учреждения ООН (на примере ЮНЕСКО и МОГАТЕ)

8. региональные международные организации

=1=

Право м/о – одна из отраслей современного МП. Право м/о – одно из новейших отраслей, т.е. нормы этой отрасли стали складываться на рубеже 19-20 вв.

Нормы права м/о стали возникать с возникновением самих м/о. Первые м/о возникли во 2-й половине 19в. на базе постоянных и полупостоянных международных конференций.

Самая старая организация – межпарламентский союз. Из наиболее известных и функционирующих – м/о красного креста.

Сначала государства проводили конференции, в некоторых регионах проводились регулярно и стали образовываться м/о.

На настоящий момент по своей численности м/о превосходит даже государства. Чуть более 200 государств и не менее 1,5 тысяч м/о.

Но в основном все м/о до середины 20 века были либо региональными, либо был очень узкий круг вопросов. Например красный крест – когда права нарушаются не во время международных конфликтов, он не вмешивается, т.е. узкая сфера действия.



Лига наций- первая м/о с широкой сферой деятельности международных отношений. Включала в себя большинство государств и действовала в большинстве отраслей МП и сфер международной жизни.

ООН является правопреемницей Лиги наций – мнение. Но это не так. Нет ни докуметнов, ничего, подтверждающего это. По документам лига наций до сих пор еще существует. Поэтому ООН не правопреемница Лиги Наций. Она просто заменила собой ЛН.

М/о – производные субъекты МП. В юридической литературе есть несколько классификаций м/о. из рассматривали в теме «субъекты МП».

Есть универсальные, есть региональные (1 географический регион - Совет Европы), есть экономические, военные, субрегиональные, параорганизации (Парижский, Лондонский клуб кредиторов). И т.д.

Функции м/о обычно устанавливаются в их учредительных документах. Эти функции могут быть разнообразными. Но можно выделить несколько функций, которые осуществляют абсолютно все м/о:

1 нормотворческая – в рамках м/о очень часто принимаются международные документы, содержащие нормы МП
координационная – координируют деятельность своих членов для достижения общих интересов

2 надзорная (контрольная) – в отношении своих членов должны контролировать процесс выполнения своих решений



3 информационная – сбор, производство, хранение, распространение информации. Обычно касающейся деятельности этой организации

Остальные функции полностью зависят от учредительных документов: в сфере экономики, окружающей среды и т.д.

Полностью всеми этими функциями обладает только ООН.

Еще она отличается от всех организаций, существующих до 1945 года тем, что она первая среди них, которая может принимать юридически обязательные решения для своих членов.

Источниками права м/о преимущественно являются международные договоры. Они могут носить различное название – устав, договор, учредительный документ. Т.е. в основном это и есть учредительные документы м/о.

От названия МД его юридическая сила не зависит. Поэтому учредительный документ является обязательным для его членов.

В учредительных документах закрепляется компетенция м/о.

В юридической литературе существует мнение, что компетенцию м/о можно подразделить на:

1. уставную – прямо указанная в уставе

2. подразумеваемую – не указана в уставе, но может понадобиться м/о для реализации ее функций

Существует только уставная компетенция. М/о могут свободно реализовывать только ее.

Право м/о имеет свои подотрасли:

В структуре права м/о выделяют 2 основные подотрасли:

1. внутреннее право м/о – представляет собой совокупность норм и принципов, которые регулируют отношения между органами м/о, а также между м/о и ее членами.

2. внешнее право м/о – совокупность норм и принципов, которые регулируют отношения между м/о и другими субъектами МП, т.е. с нечленами м/о и другими субъектами (в основном другими м/о).

Есть мнения, что в структуру права м/о следует включать международное трудовое право. Все сотрудники осуществляют свою работу на основании ТД. В ООН технический персонал составляет более 1 тысячи человек.

В структуру права м/о входят и институты:

1 институт международной организации

2 институт международного договора

3 институт депозитария и т.д.

=2=

Переговоры по созданию такой организации начинаются в 1943г. практически одновременно с разницей в несколько недель подписываются договоры:

1. между правительством Великобритании и США

2. декабрь 1943г. между СССР и представителями Польской народной республики

СССР, Великобритания, США – Тенгеранская встреча, Ялтинская Конференция 44г., Подсдамская конференция 45г. - обсуждали не только вопросы войны, но и вопросы создания ООН.

Текст устава ООН разрабатывался представителями Великобритании, СССР и США.

По инициативе СССР к уставу прилагался и статут международного суда ООН.

Он был написан позже текста устава. Т.к. СССР долго убеждал союзников, что если не будет суда, полномочного принимать решения, то это организация фактически будет бессильна как и ЛН и другие организации, существовавшие ранее.

Принят в 1945г. в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве прошла официальная церемония введения в действие Устава ООН.

24.10 – д.р. ООН., хотя устав был подписан еще в июне.

Устав ООН – самый многосторонний международный договор.

Первоначально устав подписали государства – победители во второй мировой войне, следом подписали практически все европейские государства, потом государства других регионов.

Изначально ООН была открытой.

В Уставе ООН определяются цели, задачи, принципы этой организации, а также структура и полномочия ее органов.

Сам устав состоит из 2-х документов:

1. сам Устав

2. Статут международного суда ООН

Главными органами ООН являются:

· Генеральная Ассамблея

· Совет Безопасности

· Экономический и Социальный совет

· Международный суд

· ++большое количество специализированных учреждений

- МАГАТЕ

- ЮНЕСКО

-Всемирная организация здравоохранения

- Всемирный почтовый союз

- Международная организация труда

-Некоторые другие специализированные учреждения

Вообще специализированные учреждения возникали:

1. путем поглощения существовавших дол 1945г. м/о (например, всемирный почтовый союз)

2. создание их непосредственно ООН, когда бла необходимость (ЮНЕСКО, МАГАТЕ и др.)

Очень часто такие организации носят название «организация организации ООН). Это оправдывается широкими полномочиями ООН.

Основные цели ООН:

Установление и поддержание мира и безопасности во всем мире, установление такой системы международных отношений, при которой все государства будут обладать равными возможностями для своего развития.

А также одна из основных целей ООН – установление всеобщего уважения прав человека.

Это основные цели, для которых создавалась ООН.

Из этого вытекают принципы всеобщего уважения прав человека, неприменения силы.., неприкосновенность границ и т.д.

Принципы ООН: основные принципы МП: (тема принципы).

На этих принципах ставится вся система МП.

Главная задача ООН –создание новой системы международных отношений и новой системы МП.

основная проблема ООН – проблема реформирования Устава и самой системы ООН.

Главный минус устава – рассчитан на существование двух сильных держав – США и СССР. Они решат, а остальные подчинятся.

Но т.к. СССР распался, получилось что полюс один – США. Получилось, что США определяет теперь всю мировую политику.

В настоящее время ООН не такая эффективная, как в начале 90-х гг. сейчас она не в состоянии предотвращать вооруженные конфликты. Можно изменить Устав, но под этим понимают реформирование Совета Безопасности ООН.

=3=

Генеральная Ассамблея (ГА ООН) – представительный постоянно действующий орган ООН. Это один из главных органов данной организации.

ГА выполняет роль международного форума для обсуждения наиболее важных проблем МП.

В ГА представлены все государства-члены ООН. На уровне официальных полномочных представителей государства. Интересы представляет обычно представитель, назначенный государством. Ему три помощника и им каждому по 3 помощника. Всего около 10 человек.

ГА ООН может обсуждать любые проблемы международной жизни. ГА может разрешать и международные споры между государствами-членами ООН.

Но только по просьбе заинтересованных сторон.

Решения ГА ООН по международным спорам носят рекомендательный характер. Но ГА обладает правом передать рассмотрение межгосударственного спора Совету Безопасности ООН.

Остальные решения и резолюции ГА могут иметь обязательную силу для государств-членов.

Решения принимаются ГА квалифицированным большинством голосов. Т.е. за принятие конкретного решения должно проголосовать не менее 2/3 членов ГА. Тогда решение будет считаться принятым.

Иногда в резолюциях и решениях ООН могут содержаться новые нормы МП. в этом случае соответствующее решение ГА будет считаться источником МП.

Ежегодно ГА выслушивает доклады Генерального Секретаря ООН. Генеральный секретарь ООН является высшим должностным лицом данной организации. Он представляет ООН во всех международных отношениях.

Генеральным секретарем всегда назначают из числа государств, которые не входят в Совет Безопасности в качестве основных.

Генеральный секретарь ООН избирается ГА ООН по представлению Совета Безопасности ООН. Т.е. кандидатуру подбирает СБ, а ГА квалифицированным большинством голосов избирает данное лицо на пост секретаря. Он отчитывается перед ГА о проделанной работе.

ГС избирается на 5 лет, может быть переизбран на 2 срок.

Никто не может быть ГС ООН более 2-х сроков подряд.

Главное требование – должен зарекомендовать себя как хороший дипломат.

Сами заседания ГА могут быть:

1. очередными

2. внеочередными (чрезвычайными) – для решения срочного конкретного вопроса

Заседание ГА ведет председатель ГА.

Председатель ГА избирается самой ГА из числа представителей государств при ГА ООН.

Обычно 2 очередных заседания в год. Обычно человек, выбранный в этом году проводит обе сессия ГА, и внеочередные, если таковые назначаются в течение года.

=4=

Совет Безопасности ООН (СБ ООН) - это один из основных постоянно действующих органов данной организации.

СБ ООН состоит из 15 государств:

1 5 – постоянные члены СБ:

- США

- Франция

- Великобритания

- Китай

- РФ, но изменения в устав не вносились, поэтому там написано СССР.

- они несменяемы.

2 Остальные 10 членов СБ избираются от остальных регионов мира по квотам:

- от Восточной Европы – 1 государство

- от Западной Европы – 2 государства

- от Латинской Америки - 2 государства

- остальные – от Азии, Африки и невошедших ни в один регион (Канада, Австралия, Новая Зеландия)

Вообще идея избирать членов СБ по квотам возникла в 60-е гг. т.е. до середины 60-х гг. челны избирались в производном порядке.

Избирает непостоянных членов ООН ГА ООН.

В СБ действует принцип единогласия при голосовании. Согласно этому принципу решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало 9 любых членов СБ. – как постоянные, так и непостоянные члены.

Решение по наиболее важным вопросам считается принятым, если за него проголосовало не менее 9 членов СБ, среди которых должны быть все 5 постоянных членов СБ. это так называемое право вето постоянного члена совета безопасности. Но этот термин придуман только журналистами. Этого нигде не написано. Просто если хотя ююбы 1 не проголосует, решение принято не будет.

СБ полномочен рассматривать споры между государствами.

Споры:

1. потенциально могущие привести к вооруженному конфликту

2. потенциально не могущие привести к вооруженному конфликту

Если спор потенциально может привести к вооруженному конфликту, то СБ может рассматривать его по своей инициативе.

В остальных случаях СБ принимает споры к рассмотрению по просьбе сторон спора или по представлению ГА ООН.

Таким образом, СБ создан как орган, основная цель которого предотвратить и прекратить вооруженные конфликты.

СБ ООН может принимать решения о применении международно-правовых санкций и о применении вооруженной силы, что тоже представляет собой санкцию, по отношению к государствам-нарушителям.

Вся система ООН как раз строится на возможности СБ ООН принимать решения о применении санкций, в том числе и сопряженных с применением вооруженной силы. До 1945г. такой организации не было. Эти полномочия дали ООН возможность предоставить множество вооруженных конфликтов.

Санкции очень разнообразны: демонстрация ВС ООН у границ государства-нарушителя.

В качестве крайней меры СБ может применить и вооруженную силу против государства – нарушителя. Но это может быть и, например, блокада морских портов.

=5=

Экономический и социальный совет (экосос) – был создан для помощи развивающимся государствам. Первоначально Совет занимался исключительно экономическими и социальными вопросами. Но в конце 60-х гг. Совету были переданы полномочия и в некоторых других сферах, достаточно близких к соц-эк вопросам, это такие сферы, как наука, культура, здравоохранение, образование. Но именно в развивающихся странах.

Членами ЭиСС могут быть государства со стабильной экономикой и с достаточно развитым уровнем экономической системы. Такое требование не следует считать дискриминационным, т.к. основная функция – помощь, т.е. государство должно быть в состоянии ее оказать.

Вообще в МП в 50-е гг. появился термин «право экономического развития» оно касалось государств 3-го мира, которые только строили свою соц-эк систему и нуждались в помощи.

Вообще государства-члены ЭиСС перечисляют определенные суммы в фонд развития государств. Т.е. каждый член этого совета платит членские взносы для предоставления финансирования развивающимся государствам. РФ тоже платит взносы.

ЭиСС разрабатывает и принимает программы, которые касаются экономического, социального развития государств 3-го мира. А также развития в области науки, культуры, здравоохранения и образования.

Экономический и социальный Совет может выступать перед ГА ООН с предложением принятия нормативно-правовых документов по тем вопросам, которые относятся к его ведению.

Т.е. вообще ЭиСС может инициировать в ГА рассмотрение любых вопросов, относящиеся к ведению Совета.

Кроме ЭиСС есть еще и Совет по опеке. Он действует в сфере оказания помощи развивающимся государствам.

=6=

МС действует на основании Статута Международного суда ООН.

Создание – инициатива СССР. Он убедил других государств, что без МС ООН может потерять свою эффективность.

МС – один из основных органов ООН.

Судьи МС ООН назначаются ГА.

Требования, предъявляемые к судьям:

1. специальные познания в международном праве

-. ученые, занимающиеся соответствующей проблематикой

- дипломаты

- связанные с МП по роду своей деятельности

- но желательно избирать лиц, имеющих помимо вышеназванного и судейскую практику.

2. Учитывается возраст - не моложе 35 лет.

3. опыт судейской работы

4. знание иностранных языков

5. высокие моральные качества

рассмотрение дела в МС ООН проходит 2 стадии:

1. письменная – стороны обмениваются друг с другом и предоставляют МС необходимые документы . (договор, по поводу которог спор, вещественные доказательства и т.д.). стороны обмениваются документами, которые называются меморандумы (сравнимо с исковым заявлением, так оформляются требования), контрмеморандумы(встречные требования)и ответы на них(ответ, почему сторона права в этом случае, а не другая сторона. Ответ на меморандумы и контрмморандумы).

2. устная – само рассмотрение дела. Суд заслушивает представителей сторон, адвокатов, экспертов, свидетелей (если имеются таковые) и после проведения слушаний выносит решение по делу. Исходя из положений Статута МС ООН суд при вынесении решения должен руководствоваться МП. Но в самом статуте указано, что стороны могут ссылаться на общепризнанные нормы и принципы МП (принцип устава ООН, например), на МД, могут ссылаться и на доктрину (учения), на предыдущие дела, разрешенные МС.

В МП существует понятие применимого права – это те нормы МП, которые могут быть применены в данном конкретном случае, т.е. при рассмотрении соответствующего международного спора.

Все вышеперечисленное может являться применимым право при рассмотрении спора. Но в состав суда могут входить судьи как континентальной системы права, так и англосаксонской. Континентальные судья очень не любят ссылки на доктрину и предыдущие дела. Им нужно законодательное закрепление.

В связи с этим могут возникнуть трудности.

Суд принимает решение большинством голосов. При этом голос председательствующего будет решающим.

Если судья не согласен с решением большинства, то он имеет право на свое особое мнение. Он излагает его в письменном виде, оно прилагается к решению по делу.

В своем особом мнении судья может выразить несогласие не только с вердиктом, он может быть согласен с вынесенным решением, но несогласен с основаниями, пот которому вынесено решение. Такой документ будет приложен к самому решению по делу.

Нужно учитывать, что дело может быть пересмотрено МС ООН только по вновь открывшимся обстоятельствам. По другим причинам дело не пересматривается.

Решение является окончательным. Обжалованию не подлежит, но и обжаловать то некуда.

Решение обязательно для сторон и за невыполнение решения МС ООН возможно применение международных санкций.

Разрешение спора в МС ООН является наиболее эффективным способом разрешения спора по обстоятельствам:

3 рассматривается в короткий для МП срок ( в среднем 14 мес)

4 в основном только судебные органы выносят обязательное решение. Оно «кладет конец самому спору», т.к. оно обязательно для сторон и окончательно

5 3-и страны не должны осуществлять действий, могущих повлечь за собой нарушение решения МС ООН. Принцип, согласно которому все участники должны осуществлять общую политику с этой международной организацией. Если государство не поддерживает санкции, то санкции могут быть применены и к этому государству.

МС был призван усилить силу ООН.

=7=

Специализированные учреждения ООН действуют на основании положений 57 и 63 статей Устава. Но по своей правовой природе они подразделяются на 2 категории:

1 международные организации, которые вошли в ООН после ее создания. Которые к 45г. уже существовали. – например, международный почтовый союз

2 специализированные учреждения, созданные самой ООН:

- ЮНЕСКО

- МАГАТЕ и др.

Функций таких нет больше ни у одной международной организации.

В зависимости от сферы деятельности специализированные учреждения можно подразделить:

1 Экономические

- Международный валютный фонд

- Международный банк реконструкции и развития

-. Организация организации объединенных наций по промышленному развитию и т.д.

2 Гуманитарные

-. ЮНЕСКО

- Всемирная организация здравоохранения

- Международная организация труда







Сейчас читают про: