double arrow

ЮНЕСКО


Международный валютный фонд.

Был создан в 1945г., реально начал свою деятельность только в 1947г.

В настоящее время членами МВФ являются 185 государств.

МВФ крупное специализированное учреждение ООН. Там более 2,5 тысяч сотрудников.

Основные цели МВФ:

1. способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере

2. содействовать расширению и росту международной торговли

3. обеспечивать стабильность валют

4. не допускать обесценивание валют с целью получения конкурентных преимуществ

5. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами – членами

6. исправлять нарушение равновесия в платежных балансах государств- членов

Функции МВФ:

1 содействие международному сотрудничеству в денежной политике

2 расширение мировой торговли

3 кредитование

4 стабилизация обменных курсов

5 разработка, сбор и публикация международной финансовой статистики

Стать членом МВФ может только государство – член ООН.

Структуру и полномочия определяет Устав этой м/о.

К главным органам ЮНЕСКО относят:

1 Генеральную конференцию

2 Исполнительный совет




3 Секретариат

ЮНЕСКО может открывать свои представительства в отдельных государствах.

1989 г. – открыто представительство ЮНЕСКО в СССР. До сих пор оно существует, но сейчас оно является представительством ЮНЕСКО в РФ.

ЮНЕСКО может принимать свои нпа: Конвенции, договоры; но есть особенность: эти нпа носят факультативный характер.

Т.е. даже государства – члены ЮНЕСКО не обязаны подписывать и ратифицировать документы.

Поэтому очень большая проблема – эффективность документов, создаваемых в рамках ЮНЕСКО.

Членами ЮНЕСКО являются и Ватикан и мальтийский орден – т.е. государственно-подобные образования.

МАГАТЕ (международное агентство по атомной энергетике)

Действует на основании своего Устава, принятого в 1956г.

Официально вступил в действие с 29.07.1957г.

Основные органы МАГАТЕ:

1 Генеральная конференция

- Состоит из представителей государств – членов МАГАТЕ. Членом может быть не просто государство – член ООН, он должно обладать своими технологиями обработки атома. Поэтому члены МАГАТЕ – не все государства – члены ООН

2 Совет управляющих МАГАТЕ – административный орган, который осуществляет техническое обеспечение деятельности этой организации

3 Секретариат МАГАТЕ – во главе стоит Генеральный Директор МАГАТЕ.

§ Генеральный Директор назначается Советом управляющих на 4 года и его кандидатура должна быть утверждена Генеральной Конференцией

МАГАТЕ поощряет и направляет развитие использования атомной энергии в мирных целях. Устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией по ядерной энергии.



Одна из главных функций МАГАТЕ – - применение гарантий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были применены в военных целях.

Некоторые документы называются гарантиями. В них, например, указывается возраст, с которого можно работать на ядерных объектах, запрет работы на них беременных женщин и др.

=8=

Региональные международные организации - производные субъекты МП, которые объединяют государства исходя из определенных признаков. В основном этим признаком является отношение конкретного государства к определенному географическому региону.

Среди региональных организаций можно выделить такой подвид, как субрегиональные. Но сам термин субрегиональные появился в конце 80-х – начале 90-х гг.

Субрегиональные организации объединяют государства 2-х или нескольких географических регионов.

Региональные:

1 Африканский союз

2 Ассоциация государств юго-восточной Азии

3 Евросоюз

4 НАТО

5 СНГ

6 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

7 Совет Европы

8 И другие

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

- была создана на основании заключительного акта Совещания по безопасности в Европе 1975г.

Основная цель:

Обеспечение мира и безопасности в Европейском регионе.



Данная организация объединяет в основном государства, относящиеся к Европейскому региону.

Заключительный акт является учредительным документом этой организации.

Организация регулярно проводит Саммиты, на которых обсуждаются основные направления ее деятельности.

В рамках ОБСЕ разрабатываются различные меры по предупреждению угроз европейской безопасности:

1 Меры контроля

2 Меры доверия

3 Обмен стратегической информацией и т.д.

Например, все члены ОБСЕ в ноябре каждого года должны предоставлять информацию о планируемых на следующих год военных учениях. Особенно вблизи стран – членов ОБСЕ.

Для предупреждения несанкционированной войны.

В качестве реализации меры доверия в 1992г. был принят договор по открытому небу (?). предусматривается, что кадлое г-член ОБСЕ может проводить определенное количество наблюдательных полетов.??

Открывают небо для иностранных судов для соблюдения военного соглашения.

ОБСЕ:

Основные органы – встреча на высшем уровне (саммит), в которой участвуют главы государств – членов.

1 Совет Министров иностранных дел – ежегодно проводит свои встречи, за исключением того года, когда проводится саммит.

2 Постоянный Совет – еженедельно собирается в городе Вене

3 Форум по сотрудничеству в области безопасности (еженедельные заседания)

4 Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

5 Парламентская ассамблея ОБСЕ

6 Представитель по вопросам свободы СМИ

СНГ:

Был создан на основании Соглашения от 08.12.1991г.; объединяет государства, которые ранее являлись союзными республиками и входили в СССР.


Основные цели: поддержание сотрудничества в различных сферах международной жизни – экономической, политической, сфере безопасности, в сфере пенсионного обеспечения.

В структуру СНГ входят:

1 Совет Министров обороны

2 Совет Министров иностранных дел

3 Совет глав государств и правительств

Узбекистан, Украина, Грузия – до сих пор не ратифицировали Устав СНГ, Грузия хочет выйти.

Монголия, Афганистан хотят вступить в СНГ, являются наблюдателями.

Субъекты федерации не могут быть участниками м/о – они части федерации.

Совет Европы –Региональная международная организация, которая действует в правозащитной сфере.

Официально был основан в 1949г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне 10-и европейскими государствами: Бельгия, Дания, Италия, Украина, Франция.

Штаб – квартира в Страсбурге.

Основная цель Совета Европы:

Осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющимся общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

В структуру Совета Европы входят:

1 Комитет министров

2 Парламентская Ассамблея

3 Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

4 Секретариат СЕ

Африканский союз (был создан в 1960г.) – помощь в экономическом, культурном развитии бывшим колониальным государствам.

Ассоциация государств юго-восточной Азии. РФ – ассоциированный член, можно учитывать в конференциях, но участвовать в голосовании – нет.

ОПЕН – организация стран – экспортеров нефти. РФ – не участник (т.к. устанавливаются единые цены на нефть).

Шанхайская организация сотрудничества - была создана недавно по инициативе РФ, включает Китай, Казахстан и т.д.

Северный Совет – НПО, действует в среде ЗПЧ: Дания, Норвегия, Финляндия. Самые высокие стандарты прав человека.

Лига арабских государств – была создана после 2 мировой войны, действует на основании Устава ООН.

Исламская конференция – НПО, РФ – наблюдатель.

Цели: культурное, религиозное, экономическое содействие.

Тема №4.

Право прав человека.

1. понятие, источники. Теории о правовом регулировании положения населения.

2. международно-правовые вопросы гражданства

3. право убежища

4. правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев

5. основные МД о правах человека

6. международно-правовая защита прав женщин и детей

7. международные организации по защите прав человека

8. международные преступления, нарушающие права человека

=1=

Право прав человека – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют правовой статус личности в м/о.

Одна из новейших отраслей МП; как отрасль стала складываться во второй половине ХХ века. (после принятия Устава ООН 1945г.)

Источники – преимущественно МД, носят универсальный, региональный и двусторонний характер.

Согласие государства на обязательность МД, затрагивающего права человека, выражается только ратификацией (акт высшего органа законодательной власти, выражающий согласие на его обязательность, в РФ ратифицированные МД действуют прямо).

Теории МП о Правовом регулировании положения населения:

1. монистическая – правовой статус личности определяется лишь национальным правом

2.дуалистическая – правовой статус личности и правовое положение населения регулируются национальным и МП совместно, т.е. МП создает стандарты правового регулирования, а национальное право развивает их.

В МП 2 теории о правовом регулировании положения населения:

1. универсальный стандарт (устанавливается в рамках ООН, должен применяться на территории всех государств – членов)

2. региональный стандарт (устанавливается в рамках региональных международных организаций – СЕ, СНГ. Обязанности только для членов региональных м/о).

Российские стандарты являются более широкими, чем универсальный стандарт. Универсальный стандарт содержит минимум прав, без которого человек не может существовать. Должен быть ориентирован на все государства, региональные стандарты могут быть привязаны к религиозным воззрениям, к менталитету населения.

Т.е. универсальные стандарт должен быть применим в любом государстве с любым политическим устройством и содержит обычно лишь минимальные стандарты, а региональные стандарты распространяются на определенный географический регион и в них могут учитываться и менталитет населения этого региона, и религиозные убеждения.

Население в МП – все официальные лица, находящиеся на территории государства (и собственные граждане, и иностранные граждане, и лица без гражданства).

=2=

В юридической науке «гражданство» - устойчивая правовая связь человека и государства, которая выражается в наличии взаимных прав и обязанностей.

Таким образом, гражданство выражается в наличии у определенного человека прав в конкретном государстве и обязанностей в отношении него и в наличии одновременно у гражданина прав требовать выполнения обязанностей определенным человеком и обязанностей перед ним.

1 Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789г., Франция – 1-й международный акт, устанавливающий права человека (мужчин)

2 Всеобщая декларация прав человека 1948г. Во многом была списана с Декларации 1789 г., но СССР настоял на внесении в нее экономических прав человека.

В МП запрещается лишение гражданства Ранее гражданства могли лишить за инакомыслие. Сейчас же возможно в нескольких исключительных случаях: когда человек приобрел гражданство незаконным путем – обмана, мошенничества).

Вопрос об изменении гражданства могут самостоятельно решать лица, достигшие 18 лет.

Дети следуют гражданству родителей. В некоторых случаях на изменение гражданства требуется согласие детей, достигших 14 лет.

Лица, которые принимают новое гражданство, считаются натурализованными. Существует длительная процедура приобретения нового гражданства.

Исключение: Президентом государства может быть человек, рожденный в данной стране.

МП не запрещает институт двойного, множественного гражданства. Но некоторые страны требуют от человека отказа от другого гражданства при получении гражданства этой страны.

В МП не признаются лица без гражданства (апатриды), т.к. эти лица не находятся под покровительством какого-либо государства.

В 1961г. была принята Конвенция о сокращении числа лиц без гражданства: государства не должны допускать того, чтобы ЛБГ не могли его получить. Государства должны предоставить ЛБГ свое гражданство в упрощенном порядке – регистрация и в краткие сроки выдача паспорта. (зачастую выдвигаются дополнительные требования – например, доказательства, что проживание на территории государства не менее 5 лет).

МП запрещает автоматическое изменение гражданства замужней женщины.

До 1957г. существовал институт автоматического изменения гражданства замужней женщины. Но в последствии была принята Конвенция ООН о двойном гражданстве замужней женщины, было заключен 2-сторонний МД.

Существует понятие «негражданина» государства – Прибалтийские государства. Это недопустимо в МП.

2-е гражданство не запрещается МП; но вызывает следующие проблемы в м/о:

1 Вопрос о налогообложении ФЛ

2 О прохождении службы в ВС

3 Осуществление дипломатической защиты

В некоторых государствах прохождение военной службы в ВС на территории иностранного государства является уголовно-наказуемым деянием.

Эти проблемы решить можно,

1 запретив 2-е гражданство на основании двустороннего МД ( у человека будет право оптации – выбора гражданства).

2 заключив договор о ликвидации последствий 2-го гражданства: о запрете 2-го налогооблажения ФЛ.

В МП существует обычай: ФЛ обязаны платить налоги тому государству, с которым у него наиболее тесная правовая связь (где больше всего проживает, где больше имущество, где семья, где бизнес).

Точно также решается вопрос с дипломатической защитой – оказывается тем государством, с которым большая правовая связь.

В современном МП существует феномен «гражданство международных организаций» - это гражданство Евросоюза. Евросоюз имеет единую валюту и единое гражданство.

Единое гражданство Евросоюза создает устойчивую правовую связь человека и организации. Граждане ЕС имеют дополнительные социально-экономические права и ряд политических прав, но они очень ограничены.

Граждане стран – членов ЕС могут избираться в ОМС на территории того государства, где они проживают и гражданами которого они не являются.

Правовые режимы иностранцев в МП:

1 национальный – иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами государства (в личных, социально-экономических, политических правах; за исключением права избирать и быть избранным).

2 преференциальный – гражданам определенного иностранного государства предоставляется больше прав и свобод на территории страны пребывания, чем лицам, имеющим гражданства иностранных государств ( на основании МД, обоюдно. «Режим наибольшего благоприятствования нации»).

3 специальный - может заключаться как в предоставлении дополнительных прав, так и в установлении дополнительных обязанностей для граждан определенного иностранного государства.

Обязанности всех иностранцев: соблюдать порядок и законодательство на территории страны пребывания. Кроме них могут быть наложены дополнительные обязанности (например, явка в определенный государственный орган).

Иностранцы (узкий смысл) – лица, которые имеют любое другое гражданство, кроме гражданства того государства, на территории которого они находятся.

Иностранцы (широкий смысл) – лица, не обладающие гражданством того государства, на территории которого они находятся.

Минимальный международный стандарт обращения с иностранцами. – минимальная совокупность прав и свобод, которые должны закрепляться за любым лицом, не зависимо от гражданства.

=4=

Политические убежища появились еще в Древнем мире. Но первоначально они предоставлялись монархом и монастырями тем лицам, которые совершали уголовно-наказуемые деяния, а не тем, которые преследовались по политическим, религиозным и иным убеждениям. Это появилось лишь в ХХ веке.

Виды убежищ:

1. территориальное убежище предоставляется на территории государства. Оно может быть предоставлено любым государством. РФ предоставляет убежище на своей территории

2. дипломатическое убежище – на территории представительства. Оно предоставляется не всеми государствами, а только странами- участницами Гаванской Конвенции «О дипломатическом убежище» (Латино-американские государства, США)

Такое убежище обычно является временным, потому что лицо, которому предоставлено дипломатическое убежище на территории определенной страны, пересылается а территорию другой страны, в чьем дипломатическом представительстве убежище было предоставлено, т.е. дипломатическое убежище заменяется территориальным убежищем.

До конца 19 века МП не регулировало право убежища, т.к. считалось, что предоставление

=5=

«О правовом статусе беженцев» Конвенция ООН 1951г.

СССР ее не ратифицировал, т.к. считалось, что советские беженцы – изменники родины. Но Россия в 1992г. – да.

Беженец – лицо, которое по определенным причинам не может/не хочет пользоваться покровительством государства, гражданином которого оно является.

Причины отказа от гражданства:

1. преследование в отношении лица по национальным, расовым, религиозным, другим мотивам.

2. есть опасность для жизни и здоровья этого лица или членов его семьи

Оно не предоставляется лицам, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступления против мира, безопасности, человечности, а также в совершении общеуголовных деяний, в совершении военных преступлений (убийство мирных граждан, дезертирство).

Беженцы обладают всеми общечеловеческими правами. За ними сохраняются имущественные, авторские права. они должны получать от принимаемого государства социальную, медицинскую помощь.

Лицо, не достигшее 18 лет, может являться беженцем, имеет право на получение образования.

Они не могут быть высланы с территории государства, предоставившего им статус беженца. Наличие этого статуса может быть основанием для получения в дальнейшем гражданства соответствующего государства в упрощенном порядке (на основании заявления, проживание на территории государства определяет время в статусе беженца).

Государство может самостоятельно наделять беженца любым объемом прав, наряду с необходимыми, которые государство обязано предоставить.

Они могут быть наделены и политическими правами (в Саратове они могут голосовать на выборах в органы местного самоуправления на территории, на которой они проживают).

Государство должно регистрировать беженцев, выдавать им временное удостоверение личности, предоставлять медицинскую и социальную помощь, временное жилье, гарантировать им их имущественные, авторские права и возможность осуществлять трудовую деятельность. Обязанности трудоустраивать беженцев у государства нет, но самому государству выгодно это делать.

Вынужденные переселенцы – Конвенция СНГ

1. признаны граждане СССР

2. граждане, мигрирующие по территории, они сохранили свое прежнее гражданство

- это лица, которые после распада СССР переезжали с одной территории бывшей союзной республики на другую. А также лица, которые мигрируют по территории государства, гражданами которого они являются.

Причины:

1. опасения стать жертвами преследования по национальным, религиозным, иным мотивам

2. стихийные бедствия

3. вооруженные действия на территории, на которой они ране проживали

1989 г. ООН – Конвенция о защите прав работающих мигрантов и членов их семей: работающие (экономические) мигранты вправе находиться на территории государства, осуществлять трудовую деятельность. Их дети вправе обучаться, но они должны быть официально зарегистрированы в этом государстве.

РФ – 8 тыс./год принятых беженцев

США – 150 тыс./год

Франция – 44 тыс./год

Австрия – 3 тыс./год

Экономические мигранты и гастарбайтеры – для работы, а не для получения гражданства принявшего государства.

Они должны быть официально зарегистрированы. Только в этом случае они будут получать поддержку государства.

Страны, принимающие беженцев: США, Канада, Германия, Япония, Норвегия, Австрия, Дания, РФ и т.д.

=5=

Международные договоры о правах человека, в основном, стали создаваться после создания ООН.

1. «Всеобщая конвенция» ООН, 10.12.1948г.

2. «Международный пакт о правах человека» (Билль о правах), 1966г.

3. Конвенция о правах ребенка, 1989г.

4. конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1972г.

Международные документы о правах человека – международный нормативно-правовой механизм защиты прав человека.

Сами документы являются международными гарантиями защиты прав человека.

Поколения прав человека:

Право 1 поколения – возникшие в эпоху Французской революции (свобода слова и печати)

Право 2 поколения – социально-экономические права (свобода информации)

Право 3 поколения – возникли путем дробления прав 1-го поколения (например, свобода слова и печати – право на информацию). Содержатся в региональных законодательствах

Право 4 поколения – в международной Конвенции о правах человека: дробление прав 2-го поколения (например, право на отдых – право на сон, свобода туризма). (США) – социально-культурные права человека.

=6=

В международном праве выделяют категории населения, которые наиболее нуждаются в государственной защите:

1 малочисленные народы

2 инвалиды (Конвенция ООН 2005г.)

3 женщины

4 дети

Новая Зеландия – первое государство, предоставившее женщинам избирательные права (1889г.), в 1890 – Австралия. В РСФСР – в 1918г.

Декрет о женщинах РСФСР провозглашал женщин всеобщим достоянием.

Конвенции ООН:

1 конвенция по правам замужней женщины

2 конвенция о политических правах женщин

3 конвенция о запрете дискриминации прав женщин

4 конвенция о брачном возрасте и согласии вступать в брак

Права:

1 на равное с мужчиной вознаграждение

2 свобода от любой дискриминации

3 свобода выбирать свое гражданство

4 свобода вступить в брак

5 избирательные права

6 реализовать свою возможность к труду


Международные документы направлены на то, чтобы женщина была полноправным членом общества.

«Декларация прав ребенка», 1924г. Лига Наций– автор Эглантин Джебб.

В рамках ООн также были приняты Декларации

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

Основные права:

1. на гражданство

2. на жизнь

3. свободу

4. личную неприкосновенность

5. на имя (в его национальной, этнической группе)

6. на образование (доступное, бесплатное)

7. не разлучение со своими родителями (иначе как по приговору суда)

Дополнительные права.

- лишение прав, в местах лишения свободы, но это не запрещает видеться с родителями под присмотром.

=7=







Сейчас читают про: