Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Модель политической системы Д. Истона




Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. Пограничными столбами являются «вход» и «выход». «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения.

На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования направляются в адрес властей и служат сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.

На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. А непрерывный цикл взаимодействия «входа» и «выхода» – «петлей обратной связи». Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, для нее характерны кризисы и нестабильность.

Выделяются четыре типа политических систем.

1. Англо-американская политическая система характе­ризуется однородной политической культурой с нали­чием множества равнозначных групп, носителей различ­ных ценностей. Для англо-американских политических систем характерна разнообразие по­литических институтов, проявляющееся в автономии политических партий, групп интересов, средств комму­никации.

2. Континентально-европейские политические систе­мы характеризуются раздробленной, зачастую эклектич­ной политической культурой, смешением традиционных и новых политических институтов и ценностей. Для этого типа политических систем характерна взаимная зависи­мость партий и заинтересованных групп.

3. Доиндустриальные (частично-индустриальные) поли­тические системы существуют преимущественно в разви­вающихся странах. Им свойственна эклектичность полити­ческой культуры, неоднородность общества, наличие конфликтов между различными религиозными, расовы­ми, региональными и др. группами, и, как результат, высокий потенциал насилия в политических отношени­ях. В доиндустриальных политических системах важная роль отводится армии и бюрократии.

4. Тоталитарным политическим системам свойственна принудительно-однородная политическая культура, от­сутствие общественных ассоциаций, принудительный характер политических ролей, отсутствие механизмов делегирования власти.

Англо-американские и континентально-европейские политические системы принято относить к числу демо­кратических политических систем. Доиндустриальные и тоталитарные — к числу недемократических политиче­ских систем.




16. Тоталитарный режим: понятие, предпосылки формирования, характерные черты, типология.

17. Авторитарный режим: понятие, предпосылки формирования, характерные черты, типология.

18. Демократия: понятие, принципы, формы, модели, признаки демократического режима.

КРИТЕРИЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
  Тоталитарный политический режим Авторитарный политический режим Демократический политический режим
  Тоталитарный режим - это система насильственного политичес­кого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в це­лостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.   Авторитарный режим - этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автоно­мию личности и общества в неполитических сферах.   Демократический режим -это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.  
Мера вмешательства государства в жизнь общества   · практикуется всеобщий контроль власти над обществом посредством мощного аппарата социального принуждения (армия, полиция, службы безопасности). · режим направлен на полное уничтожение гражданского общества. · происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централизованное планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции).   · контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только политическую сферу. · экономическая, культурная и частная жизнь не подлежит государственной регламентации.   · мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий. · полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества.
Способ формирования органов государственной власти   · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер.   · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер.   · законодательные органы формируются исключительно путём выборов. · выборы носят демократический характер. Народ признаётся источником власти.  
Реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти · принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления.   · принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализуется. · государственная власть строится на основе принципа разделения властей.
Характер отношения членов общества к политической власти · в обществе существует культ власти как абсолютной ценности и полное доверие ей; как правило, в социальном сознании формируется культ вождя.   · народные массы отчуждены от власти и лишь вынужденно подчиняются ей. · органы государственной власти и члены общества не отчуждены, а выступают как партнёры. · власть действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения.  
Наличие или отсутствие в обществе альтернативных политических институтов; реализация принципов политического плюрализма · отсутствие альтернативных политических институтов исключает реализацию принципа политического плюрализма. · в обществе действует одна политическая партия, которая постепенно сращивается с государственным аппаратом управления, либо возвышается над ним. · любые политические оппоненты подвергаются жёстким гонениям, вплоть до физического уничтожения.   · формально разрешено существование альтернативных политических институтов, но их фактическая деятельность затруднена. · возможно существование многопартийности при полной подконтрольности властям.   · свободно существуют альтернативные политические институты, в обществе реализуется принцип политического плюрализма. · функционирует многопартийная система, при которой политические партии сменяют друг друга у власти только путём законной победы на выборах.    
Объём и характер реализации прав и свобод человека · права и свободы членов общества максимально ущемлены. · в сфере прав человека действует принцип: «Запрещено всё, кроме того, что приказано».   · права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики».     · члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · признаётся приоритет прав и свобод личности над правами государства. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Роль и характер идеологии в обществе · принцип идеологического плюрализма не действует. · государственная идеология носит монопольный характер и признаётся практически всеми членами общества как единственно правильная. · присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жёсткий контроль над СМИ.   · государственная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества разделяют её. · допускается существование только тех идейных и политических течений, которые лояльно относятся к правящей элите. · реализуется принцип идеологического плюрализма, который признаёт право на свободу мнений и убеждений. · отсутствует принуждение к выражению своих убеждений или отказу от них. · в обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной, которые действуют в рамках закона.  
Исторические примеры Исторически представлены 3 основные формы тоталитарного режима: 1. казарменно-коммунистическая модель (СССР в эпоху «сталинизма»). 2. фашизм (режим, установленный в Италиив 1922 г. под властью Б. Муссолини). 3. национал-социализм (общественный строй гитлеровской Германии с 1933 г.) Авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе. Современные западноевропейские демократические государства.

19. Государство: теории происхождения, понятие, признаки, функции.



Государство– это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Концепция получила теоретическое обоснование в одной из работ английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. В соответствии с ними возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.

5. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

В целом, по мнению современных учёных, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и многие другие.

Функции государстваэто обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. В современном политическом мире можно обобщить и классифицировать функции государства следующим образом:





Дата добавления: 2014-02-24; просмотров: 1136; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8915 - | 7591 - или читать все...

Читайте также:

 

34.225.194.144 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.