Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. Пограничными столбами являются «вход» и «выход». «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения.
На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования направляются в адрес властей и служат сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.
На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. А непрерывный цикл взаимодействия «входа» и «выхода» – «петлей обратной связи». Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, для нее характерны кризисы и нестабильность.
|
|
Выделяются четыре типа политических систем.
1. Англо-американская политическая система характеризуется однородной политической культурой с наличием множества равнозначных групп, носителей различных ценностей. Для англо-американских политических систем характерна разнообразие политических институтов, проявляющееся в автономии политических партий, групп интересов, средств коммуникации.
2. Континентально-европейские политические системы характеризуются раздробленной, зачастую эклектичной политической культурой, смешением традиционных и новых политических институтов и ценностей. Для этого типа политических систем характерна взаимная зависимость партий и заинтересованных групп.
3. Доиндустриальные (частично-индустриальные) политические системы существуют преимущественно в развивающихся странах. Им свойственна эклектичность политической культуры, неоднородность общества, наличие конфликтов между различными религиозными, расовыми, региональными и др. группами, и, как результат, высокий потенциал насилия в политических отношениях. В доиндустриальных политических системах важная роль отводится армии и бюрократии.
4. Тоталитарным политическим системам свойственна принудительно-однородная политическая культура, отсутствие общественных ассоциаций, принудительный характер политических ролей, отсутствие механизмов делегирования власти.
Англо-американские и континентально-европейские политические системы принято относить к числу демократических политических систем. Доиндустриальные и тоталитарные — к числу недемократических политических систем.
|
|
16. Тоталитарный режим: понятие, предпосылки формирования, характерные черты, типология.
17. Авторитарный режим: понятие, предпосылки формирования, характерные черты, типология.
18. Демократия: понятие, принципы, формы, модели, признаки демократического режима.
КРИТЕРИЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА | ||
Тоталитарный политический режим | Авторитарный политический режим | Демократический политический режим | |
Тоталитарный режим - это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером. | Авторитарный режим - этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах. | Демократический режим -это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности. | |
Мера вмешательства государства в жизнь общества | · практикуется всеобщий контроль власти над обществом посредством мощного аппарата социального принуждения (армия, полиция, службы безопасности). · режим направлен на полное уничтожение гражданского общества. · происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централизованное планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции). | · контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только политическую сферу. · экономическая, культурная и частная жизнь не подлежит государственной регламентации. | · мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий. · полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества. |
Способ формирования органов государственной власти | · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер. | · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер. | · законодательные органы формируются исключительно путём выборов. · выборы носят демократический характер. Народ признаётся источником власти. |
Реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти | · принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. | · принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализуется. | · государственная власть строится на основе принципа разделения властей. |
Характер отношения членов общества к политической власти | · в обществе существует культ власти как абсолютной ценности и полное доверие ей; как правило, в социальном сознании формируется культ вождя. | · народные массы отчуждены от власти и лишь вынужденно подчиняются ей. | · органы государственной власти и члены общества не отчуждены, а выступают как партнёры. · власть действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения. |
Наличие или отсутствие в обществе альтернативных политических институтов; реализация принципов политического плюрализма | · отсутствие альтернативных политических институтов исключает реализацию принципа политического плюрализма. · в обществе действует одна политическая партия, которая постепенно сращивается с государственным аппаратом управления, либо возвышается над ним. · любые политические оппоненты подвергаются жёстким гонениям, вплоть до физического уничтожения. | · формально разрешено существование альтернативных политических институтов, но их фактическая деятельность затруднена. · возможно существование многопартийности при полной подконтрольности властям. | · свободно существуют альтернативные политические институты, в обществе реализуется принцип политического плюрализма. · функционирует многопартийная система, при которой политические партии сменяют друг друга у власти только путём законной победы на выборах. |
Объём и характер реализации прав и свобод человека | · права и свободы членов общества максимально ущемлены. · в сфере прав человека действует принцип: «Запрещено всё, кроме того, что приказано». | · права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики». | · члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · признаётся приоритет прав и свобод личности над правами государства. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом». |
Роль и характер идеологии в обществе | · принцип идеологического плюрализма не действует. · государственная идеология носит монопольный характер и признаётся практически всеми членами общества как единственно правильная. · присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жёсткий контроль над СМИ. | · государственная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества разделяют её. · допускается существование только тех идейных и политических течений, которые лояльно относятся к правящей элите. | · реализуется принцип идеологического плюрализма, который признаёт право на свободу мнений и убеждений. · отсутствует принуждение к выражению своих убеждений или отказу от них. · в обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной, которые действуют в рамках закона. |
Исторические примеры | Исторически представлены 3 основные формы тоталитарного режима: 1. казарменно-коммунистическая модель (СССР в эпоху «сталинизма»). 2. фашизм (режим, установленный в Италиив 1922 г. под властью Б. Муссолини). 3. национал-социализм (общественный строй гитлеровской Германии с 1933 г.) | Авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе. | Современные западноевропейские демократические государства. |
19. Государство: теории происхождения, понятие, признаки, функции.
|
|
|
|
Государство – это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.
Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.
1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.
2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Концепция получила теоретическое обоснование в одной из работ английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.
3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. В соответствии с ними возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.
4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов.
5. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.
В целом, по мнению современных учёных, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и многие другие.
Функции государства – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. В современном политическом мире можно обобщить и классифицировать функции государства следующим образом: