Современные избирательные системы

Основным регулятором выборов является избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские места и властные должности.

В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В основе мажоритарного типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (от французского - majorite – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей.

Существуют две основные разновидности мажоритарной системы: относительного большинства и абсолютного большинства.

При системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов. Избирательные округа являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. Система относительного большинства используется в настоящее время при выборах парламентов Великобритании, США, раньше по ней избиралась половина депутатов Государственной Думы России.

Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в органе власти.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующих у власти политических партий. Эта система приводит к формированию стабильных органов власти, т.к. одна из партий получает большинство в органе власти.

Достоинства такой системы:

1. Относительно дешевая система выборов.

2.Возможность избирателям оценить личные достоинства кандидатов.

Недостатки: система не полностью выражает политическую волю избирателей. Победивший кандидат часто отражает волю меньшинства населения, так как большинство избирателей голосовали за других кандидатов. Крупная партия, рассредоточенная по всей стране, может не получить ни одного места в органах власти, хотя в сумме за нее проголосовало большинство населения, а небольшая партия, имеющая большинство в нескольких округах, получит депутатские места.

При системе абсолютного большинства победившим считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 % плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Обычно во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем его соперник.

Выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных раздробленных партий. В результате образуется система крупных и взаимозависимых политических партий. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику. Система абсолютного большинства применяется при выборах парламентов Франции, Белоруссии, при выборах Президента России.

Достоинства системы абсолютного большинства:

1. Возможность избирателям оценить личные качества кандидатов.

2. Устойчивость правительства.

3. Поддержка победителя большинством избирателей.

Из достоинств мажоритарных систем вытекают их недостатки:

1. Если нет подавляющегося перевеса победившей партии, теряется практически 49 процентов голосов избирателей, проголосовавших за побежденного кандидата.

2. Дороговизна выборов.

3. Абсентеизм избирателей во втором туре, так как часть избирателей, утративших своих кандидатов в первом туре, не придет на вторичное голосование.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Эту проблему решает пропорциональная избирательная система.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Существуют две основные разновидности пропорциональной системы: закрытых (жестких) списков и открытых (мягких) списков. При системе жестких списков избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Депутатами становится первые кандидаты списка в соответствии с числом мест полученных партией в результате голосования. Если, к примеру, в списке пятьдесят кандидатур, а партия выиграла 15 мест, то депутатами станут пятнадцать первых кандидатов списка. Поэтому партии, а вернее ее руководители, составляя партийный список, включают в него людей авторитетных и известных (певцов, спортсменов, артистов).

Такая система существует в Испании, Греции, Португалии, Израиле. Сегодня такая система введена при выборе Государственной Думы России.

В системе мягких списков избиратели, голосуя за партию, могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию) определенным кандидатам. То есть открытый список позволяет изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для этого общее число поданных голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для небольших политических партий.

К недостаткам - относят чрезмерную многопартийность в обществе, что не позволяет избирателю сделать осознанный выбор. Многопартийность в парламенте ведет к нестабильности правительства. Данный недостаток пытаются исправить, вводя избирательный порог, то есть, чтобы быть представленной в парламенте партия должна получить не менее определенного процента голосов. (В Италии – 5%, Венгрии – 4%, Дании – 2%, Турции – 10%,). В России на выборах действующей Государственной Думы барьер был равен 7%.

У избирателя отсутствует возможность оценить личные достоинства кандидатов, что обуславливает более слабую связь между избирателями и депутатами (победившими кандидатами от партий).

В партийные списки включаются люди, далекие от политики, или же люди, близкие к партийным лидерам, таким образом, пропорциональная система приводит к появлению в парламенте случайных людей, не разбирающихся в политике.

Для такой системы характерна сильная зависимость избранных депутатов от выдвигающих их партий (их руководства).

Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, т.к. часть депутатов избирается по одной системе, а часть по другой. По такой системе проходят выборы в Грузии, Германии и других странах, так избиралась прежняя (до 2005 г.) Государственная Дума России.

При такой системе каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос - за партийный список. Голоса подсчитываются раздельно. Представительства любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов.

Лекция 16. Политическая культура общества.

Основные вопросы:

1. Понятие политической культуры общества, ее структура и функции.

2. Типология политической культуры.

3. Политическая культура российского общества.

Термин «политическая культура» появился в XVIII в. в трудах немецкого философа И.Гердера, хотя теория, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.

Ведение в политический анализ идеи политической культуры позволило существенно углубить понимание политического процесса. По мнению основоположников современного понимания политической культуры Г.Алмонда, С.Вербы, Дж.Пауэлла, вовлечение индивидов и социальных групп в политику для реализации своих интересов происходит не напрямую, а опосредовано теми значениями и смыслами, которыми субъекты политики наделяют свое отношение к власти, политическим институтам, политическим элитам, лидерам и т.д. То есть политическая культура представляется, прежде всего, как социально-психологическая установка, которая определяет наиболее устойчивые и типичные образцы и правила политического поведения. Политическая культура как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и поведение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении исторического перехода формы.

Учение о политической культуре как бы подытоживает весь опыт существования политики как особой сферы жизнедеятельности общества и человека. Политическая культура охватывает все сферы политической жизни и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения индивидов, групп и партий, культуру функционирования существующих в данной стране политических институтов и организаций.

Политической культуры является частью общей культуры общества. В нее включены четыре компонента:

1. Познавательный (когнитивный) компонент составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и их реализации и т.д.

2. Эмоционально-чувственный (аффективный) компонент составляют –чувства и переживания, эмоции, которые испытывает субъект политики по отношению к различным аспектам политической жизни: их принятие и неприятие, одобрение и отвержение, симпатии и антипатии, восхищение или презрение.

3. Оценочный (аксиологический) компонент составляют выработанные субъектом политики оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4. Поведенческий компонент – результат когнитивного, аффективного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

При социологическом анализе политической культуры в ней выделяют те же элементы, что и в духовной культуре общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Первым базисным элементом политической культуры является смысловой, знаково-символический. Политическая культура является совокупностью текстов и символов, при помощи которых осуществляется коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей, концепций, смыслов и ценностей.

Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т.д.

Язык жестов в значительной мере может быть отнесен к политической символике. Политический символ – особого рода знак, выражающий в концентрированной форме какую-либо идею или явление. К таким символам относят национально-государственные (флаги, гербы, гимны), партийные (гимны, эмблемы) и скульптурно-архитектурные (здания, площади, памятники и т.д.) символы.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Они выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков.

Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система включающая социальные ценности, ценностные установки, социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы, правовые нормы).

Объективированной формой политических ценностей и норм являются политические институты – относительно устойчивые типы и формы социального взаимодействия, посредством которых организуется политическая жизнь, обеспечивается ее стабильность и преемственность.

О политической культуре можно говорить, анализируя общество в целом, а также в связи с анализом его отдельных частей. В этом случае в рамках единой культуры выделяют более или менее автономные структурированные образования, именуемые в науке субкультурами. Субкультура – это совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе. Особенности политических субкультур могут быть обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической, социальной структуре; этническими, религиозными, образовательными, половозрастными признаками. Например, в многонациональных государствах выделяют субкультуры национальных меньшинств или религиозно-политические субкультуры. Для политической субкультуры женщин характерна склонность к консерватизму, молодые больше ценят возможности общения и качество жизни, а старшие поколения – достаток и обеспечение.

Единство и близость субкультур способствует стабильности общества, а их разнородность является источником дестабилизации.

Политическая культура выполняет в политической жизни несколько функций:

1. Воспитательную – формирование и развитие у людей знаний, умений и навыков для участия в политической жизни.

2. Регулятивную – обеспечение компетентного воздействия граждан на политический процесс.

3. Охранную – защита политических традиций и ценностей существующего общества.

4. Коммуникативную – связывающую новое поколение с существовавшими ранее традициями и ценностями.

5. Познавательную – политическая культура вооружает людей знаниями необходимыми для успешной деятельности в сфере политики.

6. Нормативно-ценностную – закрепляет необходимые установки, оценки, нормы ценность которых доказана политической практикой.

7. Интегративную – объединяет людей на основе общих политических ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: