double arrow

Джеймс Джойс

Теннесси Уильямс

«Трамвай”Желание”»

Жанр: пьеса Время написания: 1947 Герои: · Бланш Дюбуа · Стелла — её сестра · Стэнли Ковальски — муж Стеллы · Хэрольд Митчелл (Митч) Место действия: Новый Орлеан Время действия: Не указано Особенности: · В этой пьесе схвачена драма смятенного человека, порожденная всем укладом жизни в обществе. · Уильямс ясно проводит мысль о том, что одиночество Бланш не результат ее сексуальной распущенности, а следствие социальных условий. Представительница выродившейся южной аристократии, Бланш Дюбуа не приемлет мир Стэнли Ковальского. Автор не случайно делает своих героев наследниками южных плантаторов. В современной Америке аристократия Юга составляет незначительную часть общества. Она давно не формирует ни мнений, ни вкусов. · Как точно пишет Г. Клермен, «Стэнли – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже сознательно презирающей все человеческие ценности…. Он – тот маленький человек, о которого разбиваются все попытки создать более разумный мир, к которому должны привести нас мысль, сознание и более глубокая человечность…. Его интеллект создает почву для фашизма, если рассматривать последний не как политическое движение, а как состояние бытия». · Как точно пишет Г. Клермен, «Стэнли – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже сознательно презирающей все человеческие ценности…. Он – тот маленький человек, о которого разбиваются все попытки создать более разумный мир, к которому должны привести нас мысль, сознание и более глубокая человечность…. Его интеллект создает почву для фашизма, если рассматривать последний не как политическое движение, а как состояние бытия». Пьеса "Трамвай-желание" - до предела обнажает натуралистический образ жизни людей. Приезжая на трамвае "желание", не достаточно одного лишь его поэтичного названия, чтобы изменить себя и жизнь вокруг. · В образе Стэнли Ковальского автор показал человека, которому чужды какие-либо нормы морали, правила поведения, он живет в свое удовольствие, не заботясь о нравственной стороне своей жизни. Духовные ценности ему не присущи, в своем развитии он недалеко ушел от обезьяны. · В пьесе образ Стэнли противопоставляется образу Бланш, тем самым автор раскрывает конфликт между плотским и духовным началами.

«Улисс»

Жанр: роман Написан: 1922 Герои: · Стивен Дедал · Леопольд Блум · Молли Блум · Саймон Дедал – отец Стивена Дедала · Бык Маллиган (мэйлахи) – священник, приятель Стивена Место действия: Дублин Время действия: 16 июня 1904 г. Особенности: Лекции Яновской · Роман создавался на протяжении 7 лет. · Автор и есть это произведение. · Основная тема «прекрасно сконструированный хаос» вне тела. · Два объекта художественного осмысления: человек, город. · Предмет осмысления: сознание человека и города. Галактика Джойса не реальная конструкция, а духовная. Джойса не интересуют обстоятельства жизни, социум. В центре его внимания духовное напряжение героя. например: его сверх спокойствие, равнодушие. В галактике действует сила – паралич. Он сковывает жизнь города. Это символ отсталости и косности. И в сумме символ без духовности города. У Джойса получается замкнутый круг. Каждый герой бездуховен, потому что город скован параличом. Город скован параличом, потому что каждая конкретная индивидуальность бездуховна. · К началу 20 века западный тип менталитета ушел от рационального порядка к восприятию мира, как хаоса, мир в состоянии глубокого кризиса. Его творчество отражает закономерный переход от хаоса к формированию но-вому миропорядку, который еще неизвестен. Поэтому в его творчестве сопрягается хаос и космос, беспорядок и порядок, свобода и норма, ностальгия по средневековой упорядоченности. И попытка увидеть новый порядок. · Идея епифаний (поэтических вкраплений) заимствовал из работ искусствоведа Волтера Пейтера. · Смысл епифаний: реальность представляется суммой мгновенно появляющихся и исчезающих предметов, явлений и сил. Эти мгновения подобны вспышкам. В эти мгновения мир обретает реальность и смысл. Человек живущий в таком потоке мгно-вений, должен сделать целью своего существования сам жизненный опыт, а не его плоды. Епифания – это и способ открытия реальности, но в большой степени способ определения ее смысла с помощью поэтического дискурса. · Фрагмент 3 или глава 3 Протей. философия аристотеля. Первый раздел согласуется с законами аристотелевской логики. Ритм внутреннего монолога вдруг ломается. Он становится иррациональным. · Он отрицает модель мира, которая основана на этих законах Аристотеля. · Притяжения отталкивания от традиции. Деление жизненных фактов на главные и второстепенные. Второстепенные жизненные явления, прозаические будничные стороны человеческого бытия несут большую смысловую нагрузку, чем те, которые относятся к категории главных. · Книгу можно назвать библией модернизма. · Джойс предпочитал оставлять вопросы без ответов. В шутку он говорил: «Я загадал столько загадок и головоломок, что ученым потребуются века, чтобы разгадать, что же я имел ввиду, и это единственный путь обеспечить бессмертие». · В «Улиссе» Джойс описал один день (с 8 утра до 2-х ночи) из жизни дублинского еврея Леопольда Блума и молодого писателя Стивена Дедала. День, в который происходят события книги, — 16 июня 1904 года. Именно в этот день произошло первое свидания · Действие книги происходит в родном городе Джойса — Дублине. Каждый эпизод происходит в определенном месте города, а место действия всегда имеет подробное описание. Детали города, описанные в книге, настолько правдивы, что, однажды Джойс сказал: «Если город исчезнет с лица земли, его можно будет восстановить по моей книге». Реальны и многие события, упомянутые в книге, как, например, скачки на Золотой кубок в Аскоте. Примечательно, что Джойс писал «Улисса» вдали от Дублина, однако, для описания деталей использовал справочник «Весь Дублин за 1904 год» и газеты за 16 июня 1904 год, в том числе — Ивнинг Телеграф. · Одна из ключевых особенностей «Улисса» — связь с гомеровской «Одиссеей». «Улисс» состоит из 18 эпизодов, каждому эпизоду «Улисса» соответствует эпизод из «Одиссеи» · «Я взял из «Одиссеи» общую схему — «план», в архитектурном смысле, или, может быть, точней, способ, каким развертывается рассказ. И я следовал ему в точности». Однако параллели с гомеровским эпосом не буквальны. · Текст «Улисса» стилистически неоднороден. Джойс для конкретного эпизода выбирал соответствующий ему ведущий стиль письма. Так, «Эол» написан в форме газетных новостей, «Сирены» – в форме фуги с каноном, в «Быках солнца» можно проследить изменения языка от староанглийского к современным формам, "Итака" написана в форме катехизиса, а последний эпизод вообще написан без единого знака препинания и представляет собой знаменитый внутренний монолог Молли Блум, начинающийся и заканчивающийся жизненноутверждающим «Да». Джойс писал: · «Задача, которую я ставлю перед собой технически, — написать книгу с восемнадцати точек зрения и в стольких же стилях…» · Главные герои «Улисса» — рекламный агент Леопольд Блум и молодой писатель Стивен Дедал. Стивен - герой предыдущего романа Джойса — «Портрет художника в юности». Можно сказать, что «Улисс» — это продолжение «Портрета художника в юности». Однако «Улисс» автобиографичен в меньшей степени. Замысел «Улисса» зародился у Джойса еще в период написания рассказов «Дублинцы». Из «Дублинцев» в «Улисс» была перенесена и обстановка. · Ключевые лейтмотивы Стивена, проходящие через весь роман, — смерть матери, разрыв, изгнание (разрыв со своей семьей, уход из башни Мартелло, разрыв с католицизмом, с Ирландией). Лейтмотивы Блума — измена Молли, самоубийство отца, смерть сына. Оба аутсайдеры — Леопольд Блум и Стивен Дедал оказываются связаны внутренне между собой, а также с фигурой автора, и на протяжении всего романа готовится их встреча как встреча «отца» и «сына» в 15 эпизоде. · Стивену двадцать два года, он дублинский школьный учитель, ученый и поэт, задавленный в годы учебы дисциплиной иезуитского воспитания и теперь бурно восстающий против него, но при этом сохранивший склонность к метафизике. Он теоретик, догматик, даже когда пьян, вольнодумец, эгоцентрик, превосходный чеканщик едких афоризмов, физически хрупкий, подобно святому пренебрегающий гигиеной (последний раз он мылся в октябре, а сейчас июнь), ожесточенный и желчный молодой человек - трудно воспринимаемый читателем, скорее проекция авторского интеллекта, нежели теплое конкретное существо, созданное воображением художника. · Мэрион (Молли) Блум, жена Блума, - ирландка по отцу и испанская еврейка по матери. Концертная певица. Если Стивен - интеллектуал, а Блум - интеллектуал наполовину, то Молли Блум определенно не интеллектуалка и при этом особа очень вульгарная. Но все три персонажа не чужды прекрасного. Молли Блум, несмотря на свою банальность, несмотря на заурядный характер ее мыслей, несмотря на вульгарность, эмоционально отзывчива на простые радости существования, как мы увидим в последней части ее необычайного монолога, которым заканчивается книга. При создании образа Блума в намерения Джойса входило поместить среди коренных ирландцев его родного Дублина кого-то, кто, будучи ирландцем, как сам Джойс, был бы также белой вороной, изгоем, как тот же Джойс. Поэтому он сознательно выбрал для своего героя тип постороннего, тип Вечного Жида, тип изгоя. · Главные темы (проблемы) книги: 1. Горестное прошлое. Маленький сын Блума давно умер, но его образ живет в крови и в сознании героя. 2. Смешное и трагическое настоящее. Блум все еще любит свою жену Молли, но отдается на волю Судьбы. Он знает, что в 4.30 этого июньского дня Бойлан, ее напористый импресарио, посетит Молли - и Блум ничего не делает, чтобы помешать этому. Он всеми силами старается не стоять на пути Судьбы, но в течение дня постоянно наталкивается на Бойлана. 3. Жалкое будущее. Блум сталкивается с молодым человеком - Стивеном Дедалом. Постепенно он понимает, что, возможно, это маленький знак внимания со стороны Судьбы. Если его жена должна иметь любовника, то чувствительный, утонченный Стивен больше годится на эту роль, чем вульгарный Бойлан. Стивен мог бы давать Молли уроки, мог бы помочь ей с итальянским произношением, необходимым в ее профессии певицы, - короче, как трогательно думает Блум, мог бы оказывать на нее облагораживающее воздействие.Это главная тема: Блум и Судьба. Приемы автора · Одним из структурообразующих элементов становится Миф; Странствия Улисса -много лет, Блума.- 1день. Замысел романа-2 слоя повествования. Блум - Одиссей путешествует по Дублину в поисках утраченного Сына. Стивен – Телемак грустящий о духовном отце и желающий обрести отца духовного. И Мэрион - Пенелопа, ожидающая мужа дота. Замысел не ограничивается сходством. Мир – Дублин, Блум – человек вообще, Мэрион – вечная мать природа. · Нет преемственности культурно-исторической. История человечества - поток подсознательной жизни: за один день узнаем о героях больше, чем обо всех героях классической литературы. Здесь налицо отказ от однолинейной зависимости причины и следствия. Культ относительности и дезинтеграции. · Мир внешний создается через огромный, разорванный, интровертный мир индивида Реальность возникает из глубин подсознания, она фиксируется под влиянием внешних раздражителей эпическое создается лирическим, материя – духом). · В самом противопоставлении странствии Блума и Одиссея - символический смысл. Объединяются эпизоды в одной модернистской темой регресса человеческой цивилизации темой убывания души. · «Улисс» – сложное полистилическое произведение, повествующее об одном дне (т. н. Блумсдэй: 16 июня 1904 года) дублинского обывателя и еврея по национальности — Леопольда Блума. Этот день Лео Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против неё никаких мер. · Канва романа и его композиционное построение имеют явные и неявные аналогии с поэмой Гомера «Одиссея» (в первых вариантах романа эпизоды носили соответствующие «Одиссее» названия, от которых автор впоследствии отказался). В произведении выведены и «аналогичные» персонажи: во многом автобиографичный Стивен Дедал (сюжетная линия Телемаха), Лео Блум (Одиссей, латинская форма этого имени Ulysses послужила названием романа), Гэррет Дизи (Нестор) и т. д. Одной из главных тем романа является тема «отец—сын», где в роли первого символически выступает Блум, в роли второго — Стивен. · Роман «Улисс», который практически безоговорочно признаётся вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту, вмещает в себя огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аспектов. Дублин предстает в романе символом всего мира, Блум — мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день — всех времён на земле. Подобным образом в главе «Быки солнца» находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает. · Монолог Молли Блум в 18 эпизоде – это поток сознания без каких-либо знаков препинания. Главная черта этого потока – текущая, льющаяся, слитная речь, подобная речному теченью. Стихия речи и стихия реки достигают у Джойса удивительного, уникального сходства. Монолог Молли льется сплошным потоком, но этот поток – не грубая масса, вся разом увлекаемая в одном направлении, как по трубе. В нем есть внутренняя структура и форма. Слова в монологе связываются между собой, образуют синтаксические блоки и части фраз; возникают темы, они развиваются, ветвятся, подобно струям потока, поворачивают, переплетаются меж собой – и все это льется, не обрываясь, без конца течет и течет. Как в речи Молли текучи границы между словами и фразами, так в ее мире, как писал Джойс, «нет резких линий, которые бы отделяли одну личность от другой». Джойс был убежден в том, что в своей Пенелопе раскрыл истинную душу, истинную натуру женщины как она есть, раскрыл само женское начало. Р.Адамс пишет: «Портрет Молли Блум написан мужчиной, которого пожирала ревность и который использовал в качестве модели предмет своей ревности». Сакраментальное убеждение «каждая готова с любым» проходит сквозь весь роман как кредо Блума и его автора. · Джойс первым (из великих писателей - мыслителей) на практике осуществил создание индивидуальной "религии", что явилось мощнейшим толчком для формирования постмодерна (недаром "Улисс" называют Евангелием интеллектуалов и мыслителей). Джойс и синтезирует обычную повседневность и яркий, самобытный, острый, трикстерский и иррациональный внутренний мир. Этот синтез, порожденный фантазией, стал для современников холодным душем, отрезвляющим и возвышающим. "Улисс" показал, что человек и мир подобны: микрокосм и макрокосм. "Улисс" был великим событием, был авангардистской революцией; затем он стал канонизироваться, уплотняться как любое общественное явление, обласканное и узаконенное (плюс к этому запрещенное, как в случае с "Улиссом", "проклятое" многими институтами власти - цензурными комитетами, церковными организациями): он стал каноном, классикой. Книга оматерилизовалась в эпоху постмодерна; все, идеи, в ней заложенные, были разобраны по кусочкам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: