Рынок как тип хозяйства

Рыночное равновесие.

Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения.

Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса.

Рынок как тип хозяйства.

Рынок является неотъемлемой частью товарного производства, ибо оно лежит в основе рыночной экономики. В экономической теории около 200 определений рынка, что говорит о сложности и неоднозначность этого понятия.

Рынок - это комплексное понятие, включающее одновременно сферу обмена товаров; территорию, где проходит обмен; систему товарно-денежных отношений, складывающихся в процессе обмена.

Как экономическая категория рынок - совокупность конкретных экономических связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Основными условиями формирования рыночной экономики являются:

1. Наличие свободного предпринимательства и свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно распоряжаются результатами и условиями производства и несут полную экономическую ответственность за результаты труда.

2. Свободная конкуренция.

3. Свободное ценообразование.

Функции рынка:

1. Регулирующая - рынок регулирует объемы производства, распределение средств производства, рабочей силы, капиталов между предприятиями, отраслями. Это достигается через рыночную цену.

2. Стимулирующая - рынок поощряет производство нужных товаров, вынуждает производителя улучшать качество, снижать затраты. Рынок стимулирует и потребителя, заставляя его искать новые источники доходов, стимулирует деловую активность.

3. Санирующая - рынок очищает экономику от слабых неконкурентоспособных предприятий.

4. Информационная - рынок дает информацию о наличии товаров и услуг.

5. Интегрирующая - рынок «сшивает» экономику в единое целое, обеспечивая связи хозяйственных субъектов.

Объекты рынка: товары, услуги, деньги.

Субъекты рынка: домохозяйства, фирмы, государство.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.

Ее можно рассматривать по разным критериям:

а) по географическому принципу:

- Региональный,

- Местный,

- Национальный.

б) по соответствию действующему законодательству:

- Легальный,

- Нелегальный.

в) по состоянию конкуренции:

- Рынок совершенной конкуренции,

- Рынок несовершенной конкуренции.

г) по объектам обмена:

- Рынок средств производства,

- Потребительский рынок,

- Рынок услуг,

- Рынок капитала (фондов),

- Рынок ценных бумаг,

- Рынок валюты,

- Рынок труда.

В каждом элементе можно выделить рынки отдельных товаров и услуг.

Рынок функционирует через определенную инфраструктуру.

Инфраструктура - это материально-техническая база рынка, то есть совокупность различных учреждений, обеспечивающих движение товаров, капиталов, рабочей силы.

Основные элементы инфраструктуры:

- Биржи: товарные, фондовые, валютные, биржи труда,

- Банковская система,

- Небанковские учреждения,

- Страховые компании, инвестиционные фонды,

- Таможенная система,

- Информационные центры и агентства,

- Рекламные агентства,

- Юридические конторы,

- Сервисные центры,

- Торговые палаты и др.

Каждый структурный элемент рынка функционирует через определенный элемент инфраструктуры.

Рынок средств производства функционирует через товарные биржи, торговые дома, ярмарки, аукционы, торгово-промышленные палаты и др.

Рынок ценных бумаг функционирует через фондовую биржу.

Рынок рабочей силы функционирует через биржу труда.

Рыночная экономика эффективна потому, что имеет свой механизм саморегулирования, который функционирует на основе объективных экономических законов.

Рыночный механизм - это такая форма организации общественного производства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют через рынок с целью решения трех основных проблем экономики: Что? Как? Для кого производить?

Проблема «Что производить?» решается рынком ежедневно путем голосования денежной единицей потребителя, то есть производится то, что покупают, что пользуется спросом.

Проблема «Как производить?» решается с помощью конкуренции: производить надо так, чтобы выдержать ценовую конкуренцию и вложиться в рыночную цену: сокращать издержки, улучшать качество продукции, услуг.

Проблема «Для кого производить?» решается с учетом доходов потребителей.

Таким образом по словам американского экономиста Поля Самуэльсона «рыночная экономика управляется двумя монархами: потребителем и уровнем техники». От потребителя зависит спрос, а от уровня техники - предложение: затраты, качество продукции, объем выпуска.

Большая роль прибыли в функционировании рыночного механизма. Прибыль определяет вознаграждение и выгоду за результаты предпринимательской деятельности, заставляет переливать капитал из низкодоходных отраслей в высокодоходные, использовать передовые методы производства.

Таким образом, основные элементы рыночного механизма саморегулирования экономики это:

- рыночная цена;

- спрос и предложение;

- конкуренция.

Высоко оценивая регулирующую роль рынка, классическая политэкономия, в частности Адам Смит назвал ее принципом «невидимой руки»: каждый субъект рыночной экономики ставит свою цель, преследует свою собственную выгоду, а рынок как бы невидимой рукой заставляет его делать то, что выгодно всему обществу. Например: бизнесмен ставит цель получить большую прибыль, а рынок вынуждает его снижать затраты, повышать качество, разнообразить ассортимент. Рабочий ставит цель получить большую зарплату. Рынок заставляет его лучше работать, повышать квалификацию, переквалифицироваться, что выгодно всему обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: