Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене.
Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы:
где P – цена продаваемого товара;
PS – цена товаров-заменителей (substitutes);
Pc – цена на дополняющие товары (complement);
PF - цены ресурсов (факторов производства);
Tec – уровень технологии (способ производства данного товара);
Tax -налоги и дотации;
N – число продавцов данного товара.
Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 3.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот.
Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2 (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Изменение объема предложения и функции предложения
Изменение неценовых факторов (PF, PC, Tec, Tax), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 5.1). Т.е. при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).
Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%
.
Коэффициент ES всегда положительный, т.к. по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении.