Ритмичность выпуска продукции по декадам.
АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Не ритмичность ухудшает все экономические показатели.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду к месячному выпуску, за каждый месяц к квартальному выпуску, за каждый квартал к годовому объему производства.
Косвенные показатели – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Таблица № 4
Декада | Выпуск продукции за месяц, млн. руб. | Удельный вес продукции, % | Выполнение плана, коэффициент | Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности | ||
План | Факт | План | Факт | |||
33,3 | 0,945 | 30,0 | ||||
34,0 | 1,071 | 33,3 | ||||
36,0 | 1,134 | 33,4 | ||||
Всего за месяц | 1,05 | 96,7 |
|
|
Выпуск продукции за месяц
Из таблицы видно, что коэффициент ритмичности равен 96,7 %, он не достиг верхнего предела, т.е. 100%, т.к. в 1- ой декаде план по выпуску продукции не выполнен. Таким образом, предприятие работало не ритмично. Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Внутренние причины аритмичности: тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень технологий и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Внешние причины: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В заключении анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Методика анализа реализации продукции. Анализ влияния факторов на объём производства и реализации продукции. Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции.
Методика анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
|
|
Где ОН, ОК - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объём реализации продукции за отчетный период.