Налоговая система государства представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, базирующихся на государственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.
Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции. Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию Республики Беларусь. Введение мест ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, формирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой плательщики и иные обязанные лица.
|
|
Правовой основой функционирования налоговой системы является Налоговый кодекс РБ и налоговое законодательство.
Основу налоговой системы составляют: индивидуальный подоходный налог с населения, социальные налоги, корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включаемые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные налоги с оборота).
При построении налоговых систем исходят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.
Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и национальные особенности построения, так и происходящие в мировой экономике глобальные процессы.
Уровень налоговой нагрузки и централизации государственных доходов в бюджете РБ, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей).
|
|
К основным задачам в области налогообложения на ближайшую перспективу следует отнести:
• совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран мира;
• радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в мировых рейтингах;
• снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
• упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.