Налоги в системе государственного регулирования экономики

Налоговая система государства пред­ставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и специаль­ных режимов налогообложения, базирующихся на государ­ственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы Республики Бела­русь заложены в Конституции. Право устанавливать респуб­ликанские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию Республики Беларусь. Введение мест ­ ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отче­тов об их исполнении относятся к исключительной компетен­ции местных Советов депутатов.

Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, фор­мирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой плательщики и иные обязанные лица.

Правовой основой функционирования налоговой системы является Налоговый кодекс РБ и налоговое законодательство.

Основу налоговой системы составляют: индивидуальный подоходный налог с насе­ления, социальные налоги, корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошли­ны и имущественные налоги. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взи­маются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной дея­тельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включае­мые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные нало­ги с оборота).

При построении налоговых систем исхо­дят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и нацио­нальные особенности построения, так и происходящие в миро­вой экономике глобальные процессы.

Уровень налоговой нагрузки и централи­зации государственных доходов в бюджете РБ, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей).

К основным задачам в области налогообложения на бли­жайшую перспективу следует отнести:

• совершенствование структуры и механизмов взимания ус­тановленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налого­вым системам развитых стран мира;

• радикальное упрощение процедур налогового админи­стрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в ми­ровых рейтингах;

• снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработ­ной платы организаций;

• упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

В Программе социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие яв­ляются повышение конкурентоспособности национальной на­логовой системы при безусловном выполнении расходных обя­зательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обяза­тельств страны на экономически безопасном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: