Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Социальная политика и содержание государственного регулирования социального развития Республики Беларусь.

Состояние развития и содержание государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе.

Инвестиционная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности

Содержание и организация государственного регулирования научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь

Структура общественного производства и направления структурной перестройки экономики Республики Беларусь

Объективная необходимость, понятие и содержание антимонопольного регулирования

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Антимонопольное регулирование представляет собой комп­лекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, что­бы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нор­мальному функционированию.

Функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции возложены на Министерство экономики Республики Бела­русь, которое формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Большинство организаций — монополистов РБ республиканского и местного уровней сосредоточено в машиностроении и металлообработке, в химической и неф­техимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промыш­ленности, черной металлургии.

Типы конкуренции: совершенная конкуренция; чистая монополия; естественные; монополистическая конкуренция; олигополия.

По методам осуществления конкуренцию можно классифи­цировать на: ценовую, неценовую.

Регулирование деятельности субъектов естественных моно­полий осуществляется путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпри­нимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объектив­ным технологическим причинам сохраняется состояние есте­ственной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразова­ния, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации па рынках, пресечение монопо­листических действий и недобросовестной конкуренции, устра­нение административных барьеров и обеспечение равных усло­вий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются: оптимизация структуры рынка; воздействие на экономическое поведение субъектов; корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заклю­чаются в следующем:

• содействие формированию рыночных отношений на осно­ве развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;

• предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции;

• разумный подход к нормам антимонопольного законода­тельства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;

• законность, гласность и публичность в действиях антимо­нопольных органов.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции». Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Граждан­ском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в ан­тимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банков­ской деятельности, стандартизации, защиты прав потребите­лей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предпо­лагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке; запрещение соглашений о разделе рынков; запрещение переплетающихся директоратов; приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является:

• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

• государственное регулирование деятельности монополий;

• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией.

2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конку­ренции.

3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-мо­нополистов

4. Создание условий для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольствен­ную и экологическую безопасность.

5. Развитие методологической базы по определению поряд­ка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

6. Составление и открытое ведение реестра монополистов.

Достижение поставленных задач предполагает совершен­ствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соот­ветствии с Соглашением о единых принципах и правилах кон­куренции и Соглашением о единых принципах и правилах ре­гулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).

22.Экономический рост: понятие, факторы и источники роста. Современные тенденции экономического роста. Усиление роли интеллектуально-инновационного фактора экономического роста.

Экономический рост представляет собой количественное и качественное изменение результатов производства, которые из­меряются годовыми темпами роста (прироста) реального вало­вого национального продукта (валового внутреннего продукта) за некоторый рассматриваемый период. Показатель производ­ства ВВП (ВНП) на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности в долларовом эквиваленте, дает сравнительную характеристику уровня социально-экономиче­ского развития страны.

Различа­ют следующие виды воспроизводства: убывающее, простое, расширенное.

Государственное макроэкономическое регулирование использует эвристические и формализованные модели оценки и прогнозирования экономического роста.

Классификация факторов экономического роста: внутренние и внешние.

Внутренние: прямые (факторы предложения) и косвенные (факторы спроса). Прямые (факторы предложения) делятся на количественные (трудовые ресурсы, сумма капитала, природные ресурсы) и качественные (предпринимательская активность, наука и инновации). Косвенные (факторы спроса) делятся на количественные (совокупный спрос, размер сбережений) и качественные (параметры институциональной среды).

Внешние: количественные (цены и спрос на внешних рынках) и качественные (международное разделение труда, политические факторы)

Наряду с позитивными, способствующими экономическому росту, существуют факторы, сдерживающие экономический рост. В Беларуси к ним относятся: ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, ее сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и дру­гих стран, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. Данные факторы определяют необходимость проведения струк­турных преобразований, выявления и реализации новых прио­ритетов, ускорения НТН, привлечения инвестиций в экономику.

Темпы и качество экономического роста непосредственно за­висят от его типа экстенсивного или интенсивного.

Различают ка­тегории «экономический рост» и «экономическое развитие». «Устойчивое развитие» предусматривает необходимость рационального соче­тания направлений развития всех сфер деятельности челове­ка — социальной, экономической и экологической и учета их долговременных последствий.

Система важнейших показателей устойчивого развития включает общесистемные индикаторы, отражающие законо­мерности и процессы устойчивого развития страны в целом, и индикаторы, отражающие развитие социальной, экономиче­ской и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек — окружающая природная сре­да — экономика».

Модели экономического роста «производственные функции», модели с использованием косвенных факторов, неоклассическая модель Р. Солоу, модель межотраслевого баланса, комбинированные модели.

Концепция Портера применяется в экономической политике государства и обосновывает безальтернативность перехода национальной экономики Беларуси к инновационному этапу экономического развития. РБ находится на самой ранней стадии продвижения к «экономике знаний» (определение Всемирного банка). Необходимость инновационного развития национальной экономики воплотилась в разработку и реализацию Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, идейным ядром которой явилась Концепция национальной инновационной системы Беларуси.

Состав компонентов национальной экономической сис­темы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, а отно­шения между ними, их взаимодействие определяются структу­рой национальной экономики.

Макроструктура национальной экономики включает комп­лекс подсистем, компонентов, которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегри­руются в различные структурные образования по классифика­ционным признакам: секторному, воспроизводственному, от­раслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (отрасли, производящие транспортные услу­ги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый опре­деляется размером ВВП, второй — количеством денег, необхо­димых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчи­вые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в эко­номике.

Экономика описывается и такими категориями, как вос­производственная, отраслевая, технологическая, региональ­ная, институциональная, социальная и иные структуры.

Все указанные виды структур формируют целостность на­циональной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальны­ми, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Ключевыми макроэкономическими показателями считаются индекс роста (прироста) ВВП, инвестиции в основ­ной капитал — порог безопасности 20—25 % годового объема ВВП, доля услуг в ВВП, соотношение доходов (расходов) консолидированного бюд­жета и ВВП, соотношение экспорта (импорта) товаров и ус­луг и ВВП, сальдо текущего счета, прогрессивная про­порция в отношении высокотехнологичных отраслей

На современном этапе очевидна необходимость формиро­вания новой структуры национальной экономики. При преобразовании структуры экономики важнейшая роль при­надлежит государству. Государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствова­ния, методами государственно-частного партнерства, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полно­ценного включения механизмов рыночной конкуренции и коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской эко­номики.

При определении направлений структурных преобразова­ний необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладности экономики, обеспечения равных усло­вий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• последовательной трансформации отношений собствен­ности, развития предпринимательства, либерализации всех ви­дов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приори­тетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры эконо­мики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

• приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, кон­курентоспособных, экспортоориентированных и импортозаме­щающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой до­лей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоратив­ные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей сре­ды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем государственного регу­лирования и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экс­портоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), по­вышение уровня эффективности и конкурентоспособности эко­номики Беларуси в сравнении со странами — торговыми парт­нерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения следующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре­следования», ориентированной на освоение конкурентоспособ­ной продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика Республики Беларусь должна пре­дусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комп­лексов и отраслей страны с учетом максимального использова­ния их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесооб­разно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании региональных фактор­ных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относят­ся специализированные отрасли и производства АПК (живот­новодство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревооб­рабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, про­мышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прог­рессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение систе­мы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприя­тий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. Предприятия этой группы могут привлекать ино­странные инвестиции на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, которые обла­дают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкуренто­способности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, до­рожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станко­строение, черная металлургия и легкая промышленность). Ос­новные направления структурной перестройки — модерниза­ция, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового обо­рудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологи­чески взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также выпуск технически совершен­ных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и произ­водства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высо­коквалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат че­ловеческого капитала группа. Она включает отрасли, разраба­тывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотем­пературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); произ­водства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого хими­ческого синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; пред­приятия по химическому и биологическому синтезу фармацев­тических средств, биологически активных соединений и пище­вых добавок, биологических средств питания и защиты расте­ний и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные ин­вестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дости­жения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, от­раслевые и территориальные корпоративные объединения в фор­ме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производ­ства, научно-технические и финансовые структуры. Это обеспе­чит снижение издержек производства, привлечение инвести­ций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повы­шения конкурентоспособности продукции.

Особенности преобразований различных видов структуры экономики (воспроизводственная, отраслевая, технологическая и др.) определяются государственными программами структур­ной перестройки, научно-технического прогресса, отраслевыми программами и потребностями внутреннего и внешних рынков.

Воспроизводственная структура характеризует соотно­шение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии про­изводства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны.

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии и других матери­альных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель матери­алоемкости продукции, на который существенно влияют при­меняемые техника и технологии производства, уровень подго­товки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта. Чем выше уровни технико-технологической базы производства и использования материальных ресурсов при прочих равных условиях, тем ниже доля промежуточного продукта и выше удельный вес ВВП, что свидетельствует об эффективности эко­номики. По объему производства ВВП на душу населения опре­деляется уровень социально-экономического развития страны.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на ко­нечное потребление, охватывающее домашние хозяйства, госу­дарственные учреждения, некоммерческие организации, об­служивающие домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижать­ся за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом рас­ходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобрете­ние потребительских товаров и услуг, платные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения сокращаться не должны, но могут повы­шаться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по мере развития рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта вы­сокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетиче­ских ресурсов в ближайшие годы может иметь отрицательное значение, т.е. минус 2-- 3 %.

Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модерни­зацию экономики. Так, соотношение конечного потребления и валового накопления в структуре используемого ВВП в 2007 г. составляло: в Китае — 49,6: 42,7; Индии — 66,5: 36,9; Фран­ции — 79,8: 22,1; Японии — 74,9: 23,8; Германии — 74,7: 18,3; Российской Федерации — 65,8: 24,5.

К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. На 01.01.2011 г. доля государственной собствен­ности по первоначальной стоимости основных средств состав­ляла 54,3 %, частной — 44,2, иностранной — 1,5 % против со­ответственно 73,0, 26,8 и 0,2 % на 01.01.2001 г. Соотноше­ние секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких ви­дов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответ­ствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономи­ки является цикличность обновления технологий и отраслей. На циклический характер научно-технического и социально-экономического развития национальных экономик обращали внимание многие ученые. Основополагающие принципы цик­лического обновления отраслевой структуры были сформули­рованы, как уже отмечалось ранее, в работах И. Шумпетера. Материальную базу этих изменений составляют нововведения, несущие в отрасль технологический прогресс. Переход на но­вые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, тер­ритории.

Оценка структурных сдвигов производится с использовани­ем различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств.

Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в струк­туре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производствен­ном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов — первичное звено технологического сдвига. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, клас­теров изобретений и происходит с периодичностью в 8—10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных средств. Освоение нового технологического принципа форми­рует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80—100 лет.

Совокупность взаимосвязанных научно-технических нап­равлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) --- электродви­гателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.

Определение технологической структуры сопряжено с боль­шими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начал­ся еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособнос­ти белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные при­чины отставания - разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориаль­ные пропорции размещения видов экономической деятельно­сти, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспе­чения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и усло­вий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда.

Государственная инновационная политика – комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме: принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; подготовки и реализации программ инновационного развития; организации прогнозирования технологического развития; осуществления технического нормирования и стандартизации и др.

прогнозирование технологического развития – предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;

национальная инновационная система – совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников. Средства используются на: выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь; реализацию инновационных проектов; организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством; проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий)

Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.

Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям "Оснащенность новыми технологиями" и "Инновационный потенциал", индекса экономической свободы по показателю "Права интеллектуальной собственности".

К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

индустрия информационных технологий;

авиакосмическая промышленность;

фармацевтическая промышленность;

микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;

приборостроение и электронная промышленность;

наноиндустрия;

ядерная энергетика.

В Беларуси подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные при­чины отставания - разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий

Система органов гу ГКНТ РБ, НАН Беларуси, ВАК.

Государственно-частное партнерство- законодательно и институционально закрепленная система организационно-экономических отношений между государственным сектором (государственной и муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом), возникающих, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг на основе распределения рисков и доходов.

К настоящему времени в РБ создан фундамент для успешного применения ГЧП: свободные экономические зоны, Торгово-промышленная палата, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Ассоциация промышленников и предпринимателей, технопарковые структуры (ПВТ, Академтехнопарк, технопарк БГУ, Политехник и др.), центры трансферта технологий.

Инвестиционная политика представляет собой совокуп­ность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации государством стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Инвестиции это финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступа­ют вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бу­маги, интеллектуальные ценности, научно-техническая про­дукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая вклю­чает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инноваци­онную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инно­вации); сферу обращения финансового капитала (рынки цен­ных бумаг); сферу реализации имущественных прав собствен­ников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают госу­дарственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граж­дан, негосударственных предприятий и общественных органи­заций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые ин­вестиции, непрямые и порт­фельные ин­вестиции.

Основными источниками инвестиций являются: ВВП (ва­ловые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспре­деляются и выступают в виде собственных финансовых ресур­сов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансо­вых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств на­селения.

В РБ в 2000- 2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и техно­логическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в про­мышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населе­ния при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансиро­вания за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источ­ников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.

Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР 2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инве­стиционной политики страны на долгосрочный период:

• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестици­онных рисков;

• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию прио­ритетных направлений структурной перестройки экономики;

• разработка и внедрение эффективного механизма инвести­рования в экономику посредством дальнейшего совершенство­вания нормативной правовой базы и приведения ее в соответ­ствие с международными стандартами;

• усиление роли амортизационных отчислений в инвести­ционном процессе;

• расширение системы лизинговых операций, которые поз­воляют решать проблемы модернизации и технического перево­оружения производства (особенно в сфере малого предпринима­тельства) без значительного стартового капитала;

• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кре­дитов;

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными госу­дарствами.

Решение поставленных задач требует принятия ряда мер: обеспечить стабильность законодатель­ной и нормативной баз, активизировать деятельность по привлечению внеш­него финансирования, улуч­шить инвестиционный климат в стране, снизить инвестицион­ные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке пред­полагается применить на приоритетных направлениях соци­ально-экономического развития Беларуси: модернизация про­изводств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направлен­ности; повышение качества и конкурентоспособности продук­ции; увеличение объемов производства и расширение ассорти­мента продуктов питания; разработка и внедрение современ­ных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; разви­тие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Предпринимательство является национальным приоритетом, фактором повышения конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса, активизирует структурную перестройку экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

Предпринимательство - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг.

В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:

1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Система мер государственного регулирования малого предпринимательства включает: правовое регулирование, ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства, формирование инфраструктуры малого предпринимательства, государственное программирование развития малого предпринимательства, кадровое и информационное обеспечение предпринимательской деятельности, международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, экономический контроль.

Законодательные ак­ты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего пред­принимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Инфраструктура: Совет по развитию предпринимательства при Прези­денте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, функциональные и отраслевые министерства, госкомитеты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 го­ды предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление ад­министративных барьеров на пути развития предпринима­тельства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консуль­тационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.

Приоритетные направления предприниматель­ства - производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста МСП,

• рост социальной эффективности

• усиление роли МСП в качестве конкурента предприяти­ям-монополистам

• разработка специ­альных программ защиты потребительского рынка от зарубежной низкокачественной и фальсифици­рованной продукции,

27.Промышленность Республики Беларусь как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние развития. Государственная промышленная политика

Промышленность, промышленная деятельность – совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, связанных с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством потребительских товаров.

Промышленный комплекс – совокупность организаций, функционирующих в горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также технологически связанных с ними отраслевых инновационных и научно-исследовательских организаций. Он является основой развития национальной экономики, обеспечения экономической безопасности страны. Промкомплекс РБ формирует около 30 процентов создаваемого ВВП, более 90 процентов объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.

За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции и валовой добавленной стоимости возросло в 1,5 раза к 2005 году, производство потребительских товаров – в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал – в 2,2 раза, что позволило снизить уровень износа основных средств с 64 процентов в 2005 году до 51 процента в 2010 году. Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в 2010 году достиг 19,5 процента против 10,5 процента в 2005 году. Экспортировалось около половины произведенной промышленной продукции.

Динамично развивался промышленный сектор малого и среднего бизнеса. За 2006 – 2010 годы производство промышленной продукции в этом секторе возросло в 3 раза к 2005 году, в том числе в 2009 году производство промышленной продукции микро- и малых организаций увеличилось на 3,2 процента к 2008 году при снижении объема промышленного производства в целом по республике на 2 процента.

За последнюю пятилетку в стране проведено техническое переоснащение крупных промышленных организаций, создан ряд новых производств, существенно расширен перечень выпускаемой промышленной продукции (ОАО ”Минский автомобильный завод“, ОАО ”Белорусский автомобильный завод“, РУП ”Минский тракторный завод“, ОАО ”Белшина“.

Реконструированы и расширены мощности по производству сахара в открытых акционерных обществах ”Городейский сахарный комбинат“, ”Скидельский сахарный комбинат“, ”Жабинковский сахарный завод“. Проведено техническое переоснащение ОАО ”Бумажная фабрика ”Спартак“, в г.Шклове построено РПУП ”Завод газетной бумаги“. Продолжается модернизация крупных деревообрабатывающих организаций. В открытых акционерных обществах ”Нафтан“ и ”Мозырский нефтеперерабатывающий завод“ реконструирован ряд установок, а также введены в эксплуатацию новые установки.

Таким образом, проделана масштабная работа по сохранению и улучшению производственного и экспортного потенциала промышленности республики, значительно улучшены позиции на традиционных рынках сбыта, освоены новые рынки, создана база для дальнейшего развития.

Среди 44 государств Объединения экономического сотрудничества (далее – ОЭСР) и Европы отечественная экономика занимает 19-е место по уровню материалоемкости, 7-е – по величине импортоемкости. Согласно Key World Energy Statistics 2011 в 2009 году потребление топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) на 1000 долларов ВВП (по паритету покупательной способности) в Республике Беларусь составило 0,29 тонны нефтяного эквивалента (далее – т н.э.), что в 1,81 раза выше уровня стран ОЭСР (0,16 т н.э.) и 1,53 раза выше среднемирового уровня (0,19 т н.э.).

Дорожной картой промышленной политики является Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года, концепция которой одобрена Правительством.

Приоритетами программы являются развитие фармацевтиче­ского и биотехнологического секторов промышленности. Реализация этих направлений увеличит долю высокотехнологичных производств с 5 % в 2010 году до 15 % в 2020 году, доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции вырастет к 2016 году в 3 раза. Предус­матривается глубокая модернизация и повышение конкурентоспособ­ности традиционных секторов промышленности, в первую очередь использующих местные сырьевые ресурсы, а также развитие топливно-энергетического комплекса в направлении внедрения высоко­эффективных технологий производства энергии, включая атомную энергетику.

Будут максимально использованы преимущества Беларуси в ЕЭП, связанные с выгодным географическим положением, наличием квалифицированных трудовых ресурсов, развитой транспортной, энерге­тической и иной инфраструктуры. Прежде всего, это касается долго­срочного сотрудничества с зарубежными транснациональными корпо­рациями, привлечения их инвестиций в нефтепереработку, автомоби­лестроение, электротехническую, фармацевтическую и пищевую про­мышленность.

В Программе определены основные инструменты и механизмы реализации промышленной политики по следующим направле­ниям: совершенствование нормативно-правового обеспечения, организационно-структурные и институциональные преобразования в промышленности, развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционная политика, субсидирование, снижение материалоемкости и энергоемкости промышленной продукции. Предусматривается поэтапное реформирование системы государственного управления промышленным комплексом. На первом этапе - формирование холдингов с передачей управляющим компаниям функций хозяйствен­ного управления государственными предприятиями, на втором - создание единого государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию промышленной политики.

В 2012-2015 годах планируется создание с участием научно-инновационных структур таких холдингов, как «БелАЗ» (карьер­ная и дорожно-строительная техника), «БелАвтоМаз» (автомобильная техника), «Минский моторный завод» (дизелестроение), «Амкодор» (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), «Станкостроение».

В ходе реализации Программы промышленность страны станет не только более конкурентоспособной и инновационной, но и более экологичной. К 2020 году будет обезвреживаться до 90 % загрязняю­щих атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сокра­тятся выбросы таких веществ, а также парниковых газов (на 10% к 1990 году), увеличатся объемы оборотного и повторного водоснабже­ния (на 2 %) и доля использования образующихся отходов (на 10-15 %). Вдвое возрастет число предприятий, сертифицированных на соответствие экологическим стандартам ISO 14001.

В качестве источников финансирования Программы предусмот­рены собственные средства организаций (до 35 %), иностранные источники, прежде всего прямые иностранные инвестиции (33 %), кредитные ресурсы (25 %), средства республиканского и местных бюджетов, включая инновационные фонды (6 %). Из консолидиро­ванного бюджета предполагается ежегодно направлять на реализацию Программы до 4 % его расходной части.

В ходе реализации Программы в промышленности планируется создать более 400 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. В результате производительность труда отрасли по добавленной стоимости за текущее пятилетие вырастет в 1,7 раза, а к 2020 году по данному показателю отставание от стран Европейского союза (ЕС-27) сократится с 4 до 2 раз. Необходимые условия для этого создадут меры стабилизационной макроэкономической и структурной политики. В них будут встроены экономические стимулы инноваци­онной и инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства.

28. АПК РБ как объект государственного регулирования: особенности, важнейшие характеристики, состояние и проблемы развития. Аграрная политика РБ на современном этапе

Агропромышленный комплекс (АПК) совокупность от­раслей национальной экономики, осуществляющих производ­ство, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, насыщение внутреннего рынка продовольственными товарами и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья.

АПК является социально-значимым сектором, на долю ко­торого приходится почти пятая часть ВВП страны, около 20 % основных средств, почти 30 % всех работающих в народном хо­зяйстве. Структура АПК включает более 10 отраслей (лесное хозяйство анализируется во взаимодей­ствии с лесопромышленным комплексом). По целевой направ­ленности и особенностям технологической деятельности в нем выделяют три производственных и одну обслуживающую сфе­ры.

Основным звеном агропромышленного комплекса являет­ся сельское хозяйство, где производится свыше 50 % всей про­дукции. В развитых странах его роль в создании конечного про­дукта АПК значительно меньше. Переработку сельскохозяй­ственного сырья осуществляют пищевая, легкая (подотрасли, связанные с первичной обработкой льна и шерсти), мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. Разнообра­зен состав отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК: трактор­ное и сельскохозяйственное машиностроение, ремонт техники, производство оборудования для пищевой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, мик­робиологическая промышленность, сельское производственное строительство.

По мере развития рыночных отношений возрастают значи­мость и масштабы деятельности отраслей, обеспечивающих за­готовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно они во многом обеспечивают повышение эффективно­сти функционирования АПК в целом. Кроме того, к данным отраслям и видам деятельности нередко относят агротехниче­ское и ветеринарное обслуживание, подготовку кадров и науч­ное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и служ­бу быта на селе, другие звенья производственной и социальной инфраструктуры.

Агропромышленный комплекс призван обеспечить основ­ные потребности страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства. Для достижения и поддержания продовольственной безопас­ности необходим такой уровень его развития, который удовлет­ворял бы до 85 % спроса на сельскохозяйственную продукцию и занимал не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия.

Управление структурными подразделениями АПК в целом осуществляют Министерство сельского хозяйства и продоволь­ствия РБ (собственно сельскохозяйственное производство, мяс­ная и молочная промышленность, рыбное хозяйство, подготов­ка кадров для сельского хозяйства), концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность), Министерство промышлен­ности РБ (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение).

Указом Президента Республики Беларусь № 342 от 1 августа 2011 года утверждена Государственная программа устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы.

Одним из приоритетных направлений данной программы является укрепление и развитие экономики организаций агропромышленного комплекса путем совершенствования ценообразования, государственной поддержки, организационной структуры АПК, сближения и выравнивания налогообложения со странами – участницами Таможенного союза, оптимизации затрат, оздоровления финансового состояния организаций и других механизмов.

Программа включает целевые программы, которые направлены на реализацию конкретных мероприятий в различных отраслях АПК (мелиорация земель, техническое обеспечение, молочная отрасль, птицеводство, свиноводство, картофелеводство, овощеводство и плодоводство, производство и переработка льна, племенное дело, селекция и семеноводство и другие). В настоящее время разработано и реализуется 15 госпрограмм АПК.

В соответствии с Государственной программой в 2011–2015 годах планируется рост производства продукции в хозяйствах всех категорий 139–145%, выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг увеличится в 2,3 раза, прибыль от реализации – в 9,2 раза, производительность труда – на 67%, среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций – в 2,7 раза.

Для реализации намеченных целей будет проводиться дальнейшее совершенствование организационной структуры АПК на основе развития продуктовых кооперативно-интеграционных формирований регионального и республиканского уровней, призванных обеспечить сквозную технологическую, научно-техническую, инвестиционную, маркетинговую и экспортную политику в приоритетных отраслях.

Интегрированным показателем оценки эффективности сельскохозяйственного производства, учитывающим как рост производства продукции сельского хозяйства, так и прибыли от ее реализации, станет рентабельность продаж в сельском хозяйстве. Уровень данного показателя к 2015 году должен достичь 11%.

В Государственной программе ставится задача значительного увеличения объемов экспорта продукции АПК (до 7,2 млрд. доллара США) за счет стимулирования производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, совершенствования методов регулирования внешней торговли, развития инфраструктуры по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки. Внешнеторговое сальдо в 2015 году достигнет 4 млрд. долларов США.

Повышение эффективности АПК будет основой для решения задач социального характера. Мероприятия по развитию социальной сферы сельских населенных пунктов направлены на развитие уже созданных агрогородков, а также на развитие зон их влияния – близлежащих сел (в части инженерно-транспортных коммуникаций и других социально значимых объектов). Реализация данных мероприятий будет осуществляться в рамках планов развития каждого агрогородка (включая зоны влияния), подлежащих разработке на период действия Государственной программы.

Будет продолжена работа по строительству жилья, развитию жилищно-коммунального обслуживания, связи, здравоохранения, культуры, а также дальнейшей газификации, электрификации, совершенствованию сети автомобильных дорог и безопасности жизнедеятельности.

29.Строительный комплекс как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние, направления и проблемы развития

Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет со­бой межотраслевую систему, включающую совокупность пред­приятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения. Стройкомплекс представлен двумя взаимо­связанными совокупностями видов деятельности —строительство и промышленность строительных материалов и конструкций.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специа­лизированные строительные организации, предприятия про­мышленности строительных материалов и строительной инду­стрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формиро­вания, специализирующиеся в области строительства (незави­симо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления.

Строительный комплекс Беларуси включает 6853 органи­зации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объеди­нений. Наиболее значи­мыми субъектами строительной деятельности республики яв­ляются Министерство архитектуры и строительства, Мини­стерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство энер­гетики.

Координацию и методологическое руководство деятельно­стью всех организаций строительного комплекса осу­ществляет Министерство архитектуры и строительства РБ. Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строи­тельной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановле­ния Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ.

Строительный комплекс составляет основу инвестиционно­го потенциала страны. Строительство рассматривается как вид экономической деятельно­сти по созданию новых, реконструкции и техническому перево­оружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сель­скохозяйственное и др.

Сегодня строительство в национальной экономике произво­дит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей чис­ленности занятых, используется 3,2 % основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капи­тал.

Строительные организации осваивают примерно полови­ну объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 %, жилищное строительство — 21,6 %).

Жилищное строительство относится к одному из приоритетных направлений социально-экономи­ческого развития. Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жи­лых домов как в городах, так и в сельской местности при неко­тором замедлении темпов в 1996 -2005 гг.

Сложной проблемой остается незавершенное строительство.

Промышленность строительных материалов и конструк­ций является важнейшей структурной составляющей строи­тельного комплекса. Ее ядро образуют 525 предприятий по про­изводству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции.

Основными отраслями промышленности строительных ма­териалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышлен­ность стеновых материалов, производство облицовочных материалов, производство мягких кровельных материалов, про­изводство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство оборудования и осна­стки для выпуска стройматериалов.

В 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли реализовано свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материа­лов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государствен­ных стандартов Республики Беларусь.

Перспективы развития строительного комплекса. Разви­тие строительной деятельности и промышленности строитель­ных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589, а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011—-2015 годы.

Основной целью дальнейшего развития строительного комп­лекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и со­оружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внеш­них рынках строительных матер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: