Лекция 4.Общая характеристика рыночного хозяйства

Рынок – это форма взаимодействия независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

К ним можно отнести производителей и потребителей. Одни производят товар, другие – потребляют его. Далее, они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Следующим элементом рыночной экономики выступают цены. Равновесная цена образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Важнейший элемент – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Существуют следующие виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к недобросовестной конкуренции относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. Иначе это называют ценовой войной. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным и фирменным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны такие признаки, как наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; фирмы мелкие, принимают рыночную цену, а не диктуют ее; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам сельское хозяйство, фондовые и валютные рынки.

К несовершенной конкуренции относятся следующие рыночные структуры.

Чистая монополия – ситуация, когда имеют место один продавец, диктующий цену товара, товар уникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в основном в виде естественных монополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» - это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- и теплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»), услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО «ҚазақстанТеміржолы»), магистральные газо- и нефтепроводы.

Олигополия - это рынок, где несколько крупных, взаимозависимых продавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный или неоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности) товар, есть барьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий, бытовой техники.

Монополистическая конкуренция. Для этой рыночной структуры характерны наличие множества мелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принято относить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.

Кроме этого, элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижению трансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховых организаций.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

§ по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

§ по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

§ по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

§ по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, рынки монополистической и чистой конкуренции;

§ по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

§ по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Рыночная система имеет преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставляет использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей. Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатками рыночной экономики являются:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, это услуги обороны страны, освещения улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У.Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие или чередование подъема и спада деловой активности.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

Особенностями современного рынка являются:

- Усиление роли государства. Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза терроризма и т.д.

- Усиление роли социальных групп, таких как партии, профсоюзы, другие общественные организации. К примеру, то обстоятельство, какая партия занимает большинство в парламенте, влияет на направленность принятых законодательных актов.

- Усиление роли научно-технического прогресса, что стало важнейшим фактором развития со второй половины прошлого столетия. Особенно актуально это обстоятельство для нашей страны сейчас, в процессе реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг., т.к. одним из критериев внешней конкурентоспособности страны является уровень развития технологий.

- Изменение формы предпринимательства - переход от преимущественно индивидуальных предприятий к таким формам, как АО, ТОО, характеризующимся низким уровнем риска.

- Расширение границ рынка, чему способствовала деятельность транснациональных компаний (ТНК), которые ежегодно производят 40% мирового объема экспортной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: