double arrow

Зеленая сказка

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование эмоционального положительного фона занятия. Закрепление навыка различения (зеленого и желтого цветов.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и здоровается с детьми.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в «Зеленую сказку». В нее можно попасть только тогда, когда каждый из вас выберет картинку с нарисованной на ней обувью зеленого цвета. Но помните по одной картинке и пройдите на ковер.


Дети выбирают по картинке, проходят на ковер, садятся и кладут перед собой картинки.

Логопед. Садитесь поудобнее и расскажите, что нарисовано на ваших картинках. Обязательно говорите, какого цвета обувь на вашей картинке.

1-й ребенок. Зеленые туфли.

2-й ребенок. Зеленые сапожки.

3-й ребенок. Зеленые тапки.

4-й ребенок. Зеленые ботинки.

Логопед. Очень хорошо. Вы выполнили задание, а значит, мы можем отправляться в «Зеленую сказку».

2. Рассказывание логопедом «Зеленой сказки». [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает запись пения птиц для создания фона восприятия сказки. Запись звучит 1—2 минуты. Затем педагог выключает ее и выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскостных изображений. Таким образом, на коврографе составляется сюжетная картинка: девочка в зеленом сарафанчике в центре коврографа, у ее ног кустик травы с кузнечиком, слева от нее кусты сирени и яблоня с зелеными яблоками, а справа два клена, на заднем плане кустики с зелеными помидорами и перцем.

Логопед. Летом наша знакомая девочка Аришка отдыхала на даче и каждый день отправлялась в новое путешествие. Сегодня я расскажу вам о том, как она побывала в «Зеленой сказке», и мы вместе с Аришкой тоже отправимся в сказку, вспомним о лете, хотя на улице уже давно осень, дует холодный ветер и идет дождь.

Утром Аришка проснулась и увидела, что комната вся зеленая. Под окном комнаты росли кусты сирени, солнышко светило сквозь ее зеленые листья и окрашивало все в зеленый цвет.

Аришка надела зеленый сарафанчик и выбежала на крылечко. Ей показалось, что она попала в зеленую сказку. Двор был покрыт шелковой зеленой травой, под окнами дома шелестели зелеными листьями кусты сирени, вдоль забора качались на ветру зеленые клены.


Вдруг Аришка услышала, что в траве у крыльца кто-то прострекотал:

— Доброе утро!

Аришка присела и увидела на тонкой зеленой травинке зеленого кузнечика.

— Здравствуй, кузнечик! Почему сегодня все такое зеленое?. — спросила она.

— Просто наступило лето,— ответил кузнечик.

— А лето — зеленое время года? — недоверчиво спросила девочка.

— Конечно, зеленое. Посмотри на яблоню. Видишь, яблоки на ней зеленые. Загляни в теплицу. Там на кустиках висят зеленые помидоры и зеленый перец,— уверенно сказал кузнечик.

— Да, я вижу, что лето — зеленое время года, — сказала Аришка.

И как раз в то время мама позвала ее завтракать.

Логопед накрывает коврограф зеленой тканью, чтобы дети не отвлекались при выполнении следующих заданий.

3. Общая артикуляционная гимнастика. [Совершенствование артикуляторной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить необходимые упражнения из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Для зрительной опоры используются игрушки.

Логопед. Рядом с Аришкиной дачей был пруд. Вода в пруду казалась совершенно зеленой. Давайте представим, что наше зер­кало — это зеленый пруд. Будем делать упражнения и смотреть в пруд, чтобы увидеть, как у нас получается.

4. Подвижное упражнение «Дождик». (Повторение, см. с. 16.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики, чувства ритма, совершенствование умения выполнять прыжки на носках.]

Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в круг.

Логопед. Летом часто идет теплый дождик. Давайте представим, что такой дождик начался в нашей сказке.


Дети выполняют движения и произносят текст вместе с лого­педом.

5. Беседа по «Зеленой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврографа. Задавая вопросы, привлекает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Как называется сказка, которую я вам рассказала?

Дети. «Зеленая сказка».

Логопед. Почему? Как вы думаете?

Дети. В сказке все было зеленое.

Логопед. Назовите, что было зеленым.

Дети. Зеленые листья, зеленые клены, зеленая трава, зеле­ный сарафанчик, зеленые яблоки, зеленые помидоры, зеленый перец.

Логопед. Кого встретила Аришка в этой сказке?

Дети. Зеленого кузнечика.

Логопед. О чем она спросила кузнечика?

Дети. Почему все вокруг зеленое.

Логопед. Что ответил кузнечик?

Дети. Просто наступило лето.

Логопед. И что решили Аришка с кузнечиком?

Дети. Лето — зеленое время года.

Логопед. Я думаю, что кузнечик и нас с вами убедил. Лето — зеленое время года. А еще летом люди загорают на теплом солнышке. Давайте мы пойдем на коврик и представим, что пришли на пляж загорать. (Накрывает коврограф зеленой тканью.)

6. Релаксация. [Регуляция мышечного тонуса.]

Дети проходят на ковер, ложатся на спину. Логопед включает запись спокойной инструментальной музыки.

Логопед. Ложитесь поудобнее. Представьте, что ваше тело стало таким легким, как крылышки зеленого кузнечика. Закройте глаза, послушайте музыку, которая звучит в зеленой сказке, позагорайте, а я почитаю вам стихи.

Дети лежат расслабившись и закрыв глаза.


Логопед. В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит,

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Играет зеленую песенку мне.

Откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь на носочках.

Дети выполняют действия, о которых говорит логопед.

7. Игра «Разноцветные грузовики». [Закрепление умения различать предметы желтого и зеленого цветов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними корзину с овощами и фруктами.

Логопед. Посмотрите, что еще есть в нашей зеленой летней сказке.

Дети. Овощи и фрукты.

Логопед. Какие они?

Дети. Зеленые и желтые.

Логопед вывозит на ковер зеленый и желтый грузовики.

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем. Вы должны выбрать и положить зеленые овощи и фрукты в зеленый грузовик, а желтые — в желтый грузовик.

Дети берут муляжи из корзинки и раскладывают по грузовикам. Логопед стимулирует их к комментированию действий.

Логопед. Что ты положил в желтый грузовик, Ванюша?

Ваня. Желтый банан.

Логопед. А что Настя положила в зеленый грузовик?

Настя. Зеленое яблоко.

Таким образом организуется диалог с каждым ребенком.

Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили мое задание. Какие овощи и фрукты лежат в желтой машине?

Дети. Желтые овощи и фрукты.

Логопед. А в зеленой машине?

Дети. Зеленые овощи и фрукты.


8. Окончание занятия. [Развитие артикуляционной и общей моторики, творческого воображения. Оценка работы детей.]

Логопед убирает грузовик и корзину, помещает на наборное полотно картинку с изображением лошадок.

Логопед. Вставайте. Нам пора возвращаться из зеленой сказки в детский сад. Видите, на зеленой полянке пасутся лошадки. Давайте сядем на лошадок и поскачем в детский сад.

Логопед показывает детям, как нужно идти по кругу, высоко поднимая колени, щелкая языком, широко открывая рот. Дети выполняют упражнение вслед за логопедом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: