Занятие 2. 1. Организационный момент.[Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи.]

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие речевого слуха, памяти, диалогической речи.]


Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает пройти за столики.

Логопед. Я разрешу сесть тому, кто подскажет мне нужное слово. Стул нужен для того, чтобы...

1-й ребенок....Сидеть (Садится за стол.)

Логопед. Кровать нужна для того, чтобы...

2-й ребенок....Спать. (Садится за стол.)

Логопед. Шкаф нужен для того, чтобы...

3-й ребенок....Хранить одежду. (Садится за стол.)

Логопед. Кресло нужно для того, чтобы...

4-й ребенок....Отдыхать. (Садится за стол.)

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.

2. Игра «Наша квартира». [Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель».]

Логопед ставит на мольберт картинки с изображениями кухни, гостиной, спальни и детской комнаты, а на столе раскладываются предметные картинки с изображениями мебели, стоящей в этих помещениях.

Логопед. Рассмотрите картинки на мольберте. Что вы видите?

1-й ребенок. Кухню.

2-й ребенок. Спальню.

3-й ребенок. Гостиную.

4-й ребенок. Детскую комнату.

Логопед. А что нарисовано на картинках, которые лежат на столе?

Дети. Мебель.

Логопед. Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит. Вы назовете мебель, ответите на мои вопросы и поставите маленькую картинку под одну из картин на мольберте.

Первый ребенок выбирает одну из предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

1-й ребенок. Это кроватка.

Логопед. Где она стоит?

1-й ребенок. В детской.


Логопед. Для чего она нужна?

1-й ребенок. Чтобы спать.

Логопед. Поставь ее под картинку.

Ребенок ставит свою картинку на мольберт. Второй ребенок выбирает на столе одну из оставшихся предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.

2-й ребенок. Это диван.

Логопед. Где он стоит?

2-й ребенок. В гостиной.

Логопед. Для чего он нужен?

2-й ребенок. Чтобы сидеть.

Так далее организуется диалог с каждым ребенком.

3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном и винительном падежах).]

Логопед раздает детям тетради и помогает им открыть их на нужном месте (с. 16), ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какую мебель вы видите на картинке слева?

Дети. Стол и стул.

Логопед. Послушайте стихотворение про стол и подскажите мне слово.

Под столом уселись кошки, А над ними стол без...

Дети....Ножки.

Логопед. Что мы сейчас дорисуем у стола?

Дети. Ножку.

Логопед. Возьмите простые карандаши и дорисуйте ножку. Постарайтесь, чтобы она была прямой и такой же длинной, как ножка с левой стороны.

Дети рисуют.

Логопед. Молодцы! А теперь подумайте, каким каранда­шом можно раскрасить стол, если он деревянный?

Дети. Желтым.

Дети раскрашивают.


Логопед. Правильно. А сейчас посмотрите вот на эту вазу. (Ставит на стол цветочную вазу.) Давайте нарисуем ее на столе. Возьмите для этого любой карандаш.

Дети рисуют.

Логопед. Нарисовали? Где стоит ваза?

Дети. На столе.

Логопед. А кто сидит под столом?

Дети. Кошки.

Логопед. Кошек вы раскрасите вечером. А сейчас посмотрите на стул, послушайте стихотворение и подскажите мне слово.

А на этой вот картинке Нарисован стул без...

Дети....Спинки.

Логопед. Правильно. Возьмите простые карандаши и дорисуйте спинку. Посмотрите, как я сделаю это на мольберте.

Логопед дорисовывает стул на листе бумаги, прикрепленном на мольберте.

Логопед. Молодцы! Раскрасьте стул желтым карандашом, потому что он деревянный. А теперь любым карандашом нари­суйте мяч перед стулом.

Дети рисуют.

Логопед. Отлично справились с заданием. Похлопайте себе.

4. Упражнение «Волшебные звуки». [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед убирает тетради и карандаши, достает красные фишки.

Логопед. Вчера я рассказала вам, что люди называют гласными те звуки, которые можно петь. Какими кружками мы договорились обозначать эти звуки?

Дети. Красными.

Логопед. Я приготовила красные кружки и сейчас буду петь гласные звуки. Уа! Какой звук я спела сначала?

Дети. У.

Логопед. Правильно. А потом?

Дети. А.

Логопед. Верно. Какими кружками мы обозначим их?


Дети. Красными.

Логопед. Сколько кружков поставим на мольберт?

Дети. Два. Логопед. Почему?

Дети. Вы спели два звука.

Логопед. Давайте споем их вместе. Уа!

5. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. В качестве зрительной опоры можно использовать игрушки.

6. Дыхательная гимнастика. Упражнение 2. (Повторение, см. с. 122.) [Диафрагмальное дыхание стоя. Воспитание диафрагмального дыхания.]

7. Упражнение «Обезьянка». [Развитие подражательности, ловкости, общей моторики.]

Логопед предлагает детям разойтись подальше друг от друга и раздает им обручи, один обруч он берет себе.

Логопед. Давайте снова поиграем в веселую игру, которая называется «Обезьянка». Я буду выполнять разные упражнения с обручем, а вы, как обезьянки, будете повторять их за мной.

Логопед поднимает обруч над головой. Дети повторяют упражнение вслед за логопедом. Логопед опускает обруч на пол и встает в него (рис. 8). Дети повторяют упражнение. Логопед обеими руками поднимает обруч до пояса. Дети должны выполнить и это упражнение. Можно сделать таким образом еще 1—2 упражнения.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям построиться в шеренгу, чтобы поиграть еще в одну игру.

Логопед. Сейчас я буду перечислять названия мебели, а вы будете внимательно слушать. Как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будете присесть. Слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, мяч, табурет. Молодцы! Не сделали ошибок!



9. Упражнение с массажными мячиками. [Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]

Логопед раздает детям массажные мячики и предлагает выполнить уже знакомые им упражнения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить те игры, в которых они играли, и оценить работу друг друга. Напоминает, что после дневного сна они должны раскрасить в тетради изображения кошек и получить наклейки на тетради.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие физиологического дыхания, диалогической речи, навыков фонематического анализа и синтеза, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование. Деревянный конструктор, мелкие игрушки, предметные картинки с изображениями мебели с недостающими деталями, маленькие мячики по числу детей.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире», индивидуальная работа логопеда над упражнением № 3 дыхательной гимнастики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: