Объект и предмет психологии
Объект научного познания – та сфера, где ведётся поиск. Психология в большинстве своём изучает человека.
Предмет – психика, причём не только человека. Но и животных.
Психика представляет собой сумму различных психических явлений и проявлений.
Психика
Психические явления |
Психические свойства |
Психические процессы |
Психическое состояние |
Познание |
Эмоционально-волевые |
Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Они имеют своё начало, течение и конец. Мы постоянно в контакте с реальностью, которая нас окружает, при этом любой контакт с реальностью имеет для нас определённую эмоциональную окраску. В процессе любого познания человек переживает определённое эмоционально состояние. Здесь психологические процессы связаны и влекут за собой психические состояния.
Психические состояния – это состояние психики в целом, которые имеют свою динамику, но характеризуются большей длительностью; имеют свою направленность, устойчивость и интенсивность. К ним можно отнести состояние тревожности, бодрость, сон, уныние, прострацию, стресс.
|
|
Психические свойства личности – это класс психических явлений, который характеризуется наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности и поведение человека. К ним относят темперамент, направленность, способность человека.
Свойства определяют уникальность, неповторимость каждого человека. Они делают человека непохожим ни на кого другого.
Психология имеет дело не только с психическими явлениями, но она изучает и групповые субъекты (группы) и все эти психические явления бывают и групповые. Психология изучает групповые психические состояния: конфликт, сплочённость, паника. Она изучает и свойства: эффективность деятельности, стили руководства и т.д.
На современном этапе психология ставит перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и закономерности различных психических процессов и явлений (дать им полную характеристику и описать, по каким законам меняются)
2. Выявить пути и средства оптимизации деятельности человека, её более рационального планирования и организации.
К психике обратились сравнительно недавно – в конце первой половины 20 века.
Этапы развития психологической науки:
1. Донаучный этап (4 век до нашей эры – 16 век нашей эры). На этом этапе предметом исследования являлась душа, изучали различные душевные явления. Но понятие душа так и не было определено. К душевным относили все процессы, происходящие в организме. Основное достижение – в этот период было заложено два подхода понимания душевных явлений: идеалистические (объяснял происхождение нематериальных явлений) и материалистический (все идеальные процессы являются производными от материи).
|
|
2. 17 – начало 20 века. На этом этапе предметом изучения исследований появился уже достаточно весомый инструмент. Исследователи обратились к процессу самонаблюдения (где доступен самоотчёт). Они фиксировали ощущения, эмоции, связанные с особым фактом происходящим с человеком. Сам метод привёл к тому, что этот метод очень быстро закончился, т.к. полученная информация была противоречива. На этапе появляется интроспекция – метод самонаблюдения.
3. Начало 20 века – наши дни. На этом этапе предметом психологии стало поведение. Исследователи стали назваться бихевиалистами, они первые провозгласили тезис о том, что сознание не может быть предметом научного исследования, так его невозможно измерить и сопоставить. Оно до сих пор развивается. Но с 30-х годов стали появляться и другие методы. Предмет психологии претерпел изменение. Стали использовать метод эксперимента.