Основные черты характера

Классификации эмоций

1) Фундаментальные:

- радость – это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможность достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

- удивление – это не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

- гнев – это эмоциональное состояние. Отрицательное по знаку, которое вызывается внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъектов потребности (презрение, раздражение, досада).

- страх – это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

- печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной, или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

3. Чувство. Это более длительные, чем эмоции психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам, реальным или воображаемым. Чувства это те же самые эмоциональные переживания, они более длительные. Чем эмоции. Чувства всегда предметны.

Высшие чувства:

- нравственные (моральные) чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом (искренность, ответственность). Эти чувства бывают и с отрицательным знаком.

- интеллектуальные – это чувства или переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наши эмоциональные переживания нас активизируют, мотивируют нас. Любой акт познания точно также отражается в наших переживаниях (любопытство, увлечённость, любознательность, интерес). Эти чувства бывают и с отрицательным знаком (безразличие, скука, безынициативность, инертность).

- эстетические – это эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая всё происходящее вокруг нас. Это всегда вызывает в нас определённое состояние, определённую ответную реакцию (восторг, возбуждение). Отрицательные: отвращение.

4. Настроение – это самое длительное или хроническое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека; оно отражает бессознательную обобщённую оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроения отличаются от эмоций меньшей интенсивностью и от чувств меньшей предметностью. Настроение зависит не только от происходящих событий, но и от состояния здоровья человека, от тонуса нервной системы, от работ желёз внутренней секреции. Причины настроения чаще всего самому человеку не ясны. Настроение различается по своей продолжительности. Настроение может стать устойчивой чертой личности.

5. Страсть – это чрезмерно сильное всё подавляющее чувство, подчиняющее себе все остальные эмоции и желания, побуждающее человека помимо его воле к определённым действиям по отношению по отношению к предмету страсти. Человек все свои жизненные цели посвящает предмету своей страсти. Это состояние с трудом управляется сознанием и мышлением человека и делает поведение человека неразумным и практически безвольным.

6. Воля – это психический процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, выраженном в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий. Все наши волевые действия – это действия сознательные. Чем больше у нас эмоций, тем меньше у нас работает разум. В любом волевом акте все наши эмоции подавляются, т.е. человек проявляет над собой власть.

Основные функции волевых процессов:

- инициирующая. Она заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

- стабилизирующая. Она связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

- ингибирующая. Состоит в оттормаживании других часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент деятельности.

Наша воля заставляет нас то, что соответствует целям наших действий.

Наша воля стабилизирует нас на протяжении необходимого времени. Она оттормаживает другие мотивы и желания, которые не согласуются с тем, что необходимо нам сделать.

Волевые действия бывают простыми и сложными.

Простые действие – человек без колебаний идёт к намеченной цели.

Этапы сложного действия:

1. осознание цели и стремление её достичь

2. Осознание ряда возможностей в достижении цели

3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эту возможность. Борьба мотивов. Выбор одного из них в качестве цели

4. Принятие одной из возможности в качестве решения и осуществление принятого решения

В зависимости от того, какие переживания вызывает у нас та или иная ситуация, складываются наши эмоции.

Эмоции сопровождают наше познание. Эмоции переживают все живые существа. Это такая неспецифическая форма. Но человек – существо общественное.

Эмоциональная регуляция нашего поведения, это регуляция, которая происходит ежеминутно и ежечасно происходит в нашем теле.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под личностью понимают устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Структура личности


деятельность

Биологический аспект Социальный аспект

Представлен психикой личности: - процессы - состояния - свойства - образования
Проявляется в мировоззрении: - знания - взгляды - убеждения


Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Также в структуру личности включают: направленность, характер, способность, темперамент.

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Типы темпераментов и их психологическая характеристика:

- Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

- Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

- Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

- Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Способность - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. Учебные и творческие

2. Умственные и специальные

3. Математические

4. Конструктивно-технические

5. Музыкальные

6. Литературные

7. Художественно-изобразительные

8. Физические способности

Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Формы направленности:

1. Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

2. Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

3. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности.

4. Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

5. Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

6. Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.

7. Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.

8. Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

9. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерности.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1. Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: