Развитие теории личности в московской школе психологии

Методы исследования личности.

Самосознание и самооценка личности.

Самосознание представляет собой систему познавательных процессов посредством которых человек выделяет из окружающего мира и воспринимает в качестве сьъкута собственной деятельности.

Первые элементы самосознания возникают в 3-х летнем возрасте и порождают кризис 3-х лет.

В дошкольном возрасте формируется самоидентификация, связанная с усвоением базовых социальных ролей. В младшем школьном возрасте возникает эмоциональное самосознание и эмоциональная автономия.

Решающим возрастом в формировании самосознании является подростковый возраст, в котором формируется способность к объективной самооценке.

Американский психолог Вильям Джейс.

Нормальным для личности является снижение уровня притязаний.
Основные компоненты самосознания:

1) Познавательные компоненты самосознания.

2) Эмоциональные компоненты самосознания.

3) Поведенческие компоненты самосознания.

Основные функции самосознания:

1) Самоконтроль. Управление своими мотивами и поведением.

2) Самосовершенствования.

3) Целеполагающая.

4) Оптимизация общения с окружающими.

Самосознание человека тесно связано с психическими состояниями, и может проявляться на разных уровнях в различных жизненных ситуациях.

Наиболее распространенными методами исследования личности в современной психологии являются:

1) Метод тестов.

2) Метод психологической беседы.

3) Метод контент-анализа.

Психологический тест представляет собой относительно кратковременное задание, направленное на выявление индивидуальных типологических особенностей личности.

Основоположник Выгоцкий разработал культурно-историческую концепцию личности, в соответствии с которой личность формируется в результате усвоения индивидом культурно-исторического опыта.

Наряду с этим известный к тому времени академик Павлов разработал теорию типов личности на основе исследования рефлексов и нервной деятельности человека. Павлов выделил 2 сигнальные системы:

1) Восприятие окружающего мира в виде чувственных образов.

2) Восприятие окружающего мира в виде понятий и суждений.

В зависимости от преобладания типа сигнальной системы Павлов выделил 3 типа личности:

1) Художественный – преобладание первой

2) Научный – второй.

3) Средний – уравновешенность систем.

В связи с репрессиями со стороны властей в 30-е и 40-вые идеи московской школы психологии остались под запретом. На основе теории академика Павлова стала развиваться дифференциальная теория личности. Основоположником которой явился Б. М. Теплов.

В соответствии с дифференциальной психологией, личность понималась как система 4-х основных свойств: темперамента, характера, способностей и направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: