Структура психики

Эволюция психики.

Природа и структура психики человека

1) Эволюция психики.

2) Структура психики.

3) Сознание и бессознательное.

В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.

Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.

На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.

У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.

В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:

1) Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.

2) Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.

3) Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.

Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.

Основные признаки сознания:

1) Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.

2) Наличие самосознания.

3) Способность к целеполаганию.

4) Ценностное отношение к окружающему.

Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся.

Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов.

Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов.

Структура и психики и личности по Платонову:

Структуры личности Подструктуры Соотношение биологического и социального Виды формирования соответствующих структур.
Направленность. Мировоззрение, убеждение, социальные установки. С Воспитание и самовоспитание
Опыт. Привычки, умения, навыки и знания. Б<С Обучение
Особенности психических процессов. Познавательные и эмоционально-волевые процессы Б=С Упражнения
Биопсихические свойства. Темперамент, пол, возраст. Б>С Тренировка

Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности:

1) Нравственное самоопределение.

2) Профессиональное самоопределение.

3) Религиозное самоопределение.

4) Политическое самоопределение.

5) Национальное самоопределение.

В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания.

Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики.

По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного.

В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики.

В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм.

В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей.

В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию.

................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: