Понятие мотива и мотивации

Потребности человека и их структура

Мотивационно-потребностная сфера личности

Потребность –психическое состояние нужды в определенных условиях жизнедеятельности.

Потребность – отражение в сознании определенной нужды и переживаемое как внутреннее напряжение, побуждающее психическую активность.

Классификация потребностей по Эрику Фромму:

1) Первичные базовые потребности – и их числу он относил:

a. Потребность в установлении связей с чем-либо

b. Потребность в преодолении трудностей

c. Потребность в корнях

d. Потребность в самоидентичности

e. Потребность в системе взглядов и идеалов.

2) вторичные

В московской школе психологии потребности разделяются по:

1) Способу происхождения

a. естественные

b. культурные

2) Способу удовлетворения

a. материальные

b. духовные

В московской школе психологии главным источником формирования потребности личности считается деятельность.

В других концепциях потребности возникают по мере взросления организма.

Мотив – проявление каких-то потребностей.

В основе всех побуждений лежат потребности. На основе потребностей – мотивы.

По Леонтьеву мотив представляет собой предмет потребности, побуждающий индивида к действию. Леонтьев видел это определение сжато. Необходимо уточнить, что он имел ввиду мотив – не сам предмет потребности, а отражение этого предмета, и это отражение и является мотивом побудительного действия.

Установки и мотивировки (сознательные, т.к.связаны с речью)

Мотивировка отражение мотива в сознании и в речи человека.

Между неосознаваемыми мотивами и осознаваемыми мотивировками происходят конфликты.

Установка представляет собой готовность действовать или реагировать определенным образом в соответствии с возникающей ситуацией. Простейшие установки были открыты в СССР (Грузинская школа) Узнадзе, а социальные установки возникли в западной психологии.

Основные уровни установок (Диспозиции личности):

1) Элементарные фиксированные установки.
Во многом связаны с условными рефлексами у человека.

2) Социально-фиксированные установки.

3) Базовые социальные установки.

4) Ценностные ориентации.

В современной психологии мотивация понимается:

1) Как вся система побуждений, присущих данной личности.

2) Как процесс возникновения, развития, функционирования и преобразования определенного мотива.

Основные функции мотивов:

1) Селективная (избирательность)

2) Когнитивная (включение познавательных процессов в удовлетворение базовых потребностей)

3) Целемоделирующая функция (разработка стратегии удовлетворения потребностей посредствам последовательной постановки промежуточных целей)

4) Смыслообразующая функция (заключается в приписывании объектам потребностей личностной значимости)

5) Регуляторная функция (выражается в направляющем действии мотивов)

6) Побудительная функция (активизация действий соответствующих мотивов)

По отношению к деятельности мотивы могут быть внешними или внутренними.

В соответствии с теорией Йеркса-Додсона каждый вид деятельности имеет свой оптимальный уровень мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: