Потребности человека и их структура
Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность –психическое состояние нужды в определенных условиях жизнедеятельности.
Потребность – отражение в сознании определенной нужды и переживаемое как внутреннее напряжение, побуждающее психическую активность.
Классификация потребностей по Эрику Фромму:
1) Первичные базовые потребности – и их числу он относил:
a. Потребность в установлении связей с чем-либо
b. Потребность в преодолении трудностей
c. Потребность в корнях
d. Потребность в самоидентичности
e. Потребность в системе взглядов и идеалов.
2) вторичные
В московской школе психологии потребности разделяются по:
1) Способу происхождения
a. естественные
b. культурные
2) Способу удовлетворения
a. материальные
b. духовные
В московской школе психологии главным источником формирования потребности личности считается деятельность.
В других концепциях потребности возникают по мере взросления организма.
|
|
Мотив – проявление каких-то потребностей.
В основе всех побуждений лежат потребности. На основе потребностей – мотивы.
По Леонтьеву мотив представляет собой предмет потребности, побуждающий индивида к действию. Леонтьев видел это определение сжато. Необходимо уточнить, что он имел ввиду мотив – не сам предмет потребности, а отражение этого предмета, и это отражение и является мотивом побудительного действия.
Установки и мотивировки (сознательные, т.к.связаны с речью)
Мотивировка отражение мотива в сознании и в речи человека.
Между неосознаваемыми мотивами и осознаваемыми мотивировками происходят конфликты.
Установка представляет собой готовность действовать или реагировать определенным образом в соответствии с возникающей ситуацией. Простейшие установки были открыты в СССР (Грузинская школа) Узнадзе, а социальные установки возникли в западной психологии.
Основные уровни установок (Диспозиции личности):
1) Элементарные фиксированные установки.
Во многом связаны с условными рефлексами у человека.
2) Социально-фиксированные установки.
3) Базовые социальные установки.
4) Ценностные ориентации.
В современной психологии мотивация понимается:
1) Как вся система побуждений, присущих данной личности.
2) Как процесс возникновения, развития, функционирования и преобразования определенного мотива.
Основные функции мотивов:
1) Селективная (избирательность)
2) Когнитивная (включение познавательных процессов в удовлетворение базовых потребностей)
3) Целемоделирующая функция (разработка стратегии удовлетворения потребностей посредствам последовательной постановки промежуточных целей)
|
|
4) Смыслообразующая функция (заключается в приписывании объектам потребностей личностной значимости)
5) Регуляторная функция (выражается в направляющем действии мотивов)
6) Побудительная функция (активизация действий соответствующих мотивов)
По отношению к деятельности мотивы могут быть внешними или внутренними.
В соответствии с теорией Йеркса-Додсона каждый вид деятельности имеет свой оптимальный уровень мотивации.