Предмет, задачи и основные этапы становления психологии

Введение в психологию.

Литература.

Межгрупповые отношения бывают

Межгрупповые отношения

Основным признаком группы является включённость её в более широкий социальный контекст.

- разъединяющего (дифференцирующего) – предвзятость по отношению к другим группам, через враждебность, через стремление благоприятствовать своей группе.

- объединяющего (интегративного характера) - процессы, которые проявляются в стремлении получать какие-либо оценки от других групп, выделение какой-либо группы в качестве идеала, эталона, сам факт вхождения в более широкую социальную общность.

Они существуют параллельно всегда. Они присутствуют всегда в любой группе. По хорошему между ними должен быть баланс, но они важны.

Функции межгрупповых отношений:

- дифференциация группы – проявляется в том, что поддерживается представление своей группы, её отличность

- интеграция группы – процессы предохраняют группу от изоляции от превращения её в корпорацию, которые позволяют усваивать ценности и нормы более широкой общности, которые поддерживают процессы обмена и обогащения опытом, благодаря которым группа находится в контексте. Движется в том же направлении, что и большая социальная общность.

1) Бороздина Галина Васильевна, «Основы психологии и педагогики», Минск, БГЭУ, 2004.

2) «Основы психологии и педагогики: практикум» (Заяц И.И., Карнов Н.А., Козловская Ю.П.) Минск, БГЭУ, 2006.

3) Козубовский В.М. «Общая психология: познавательные процессы».

4) Козубовский В.М. «Общая психология: личность».

5) Козубовский В.М. «Общая психология: методология, сознание, деятельность».

6) Скрипник А.И. «Основы психологии и педагогики, краткий курс лекций».

7) «Психология и педагогика: учебное пособие для вузов» под ред. Николаенко В.М.

8) «Основы психологии», Чеховских М.И. Минск, 2002.

9) «Психология: учебное пособие для экономических вузов», под ред. В. М. Дружиннин.

10) «Основы психологии» Сталяренко Л.Д., Ростов-на-Дону, 1996.

11) Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва, 1998.

12) «Основы педагогики», Жук А.И. и др., Минск, 2003.

13) Годфруа Ж. «Что такое психология», Москва, 1992 г.

14) Сталяренко Л.Д., Самыгин С.И. «Психология и педагогика в вопросах и ответах», Ростов-на-дону, 1999 г.

1) Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.

2) Природа и структура психики человека.

3) Методы психологии.

Психика – это информационный образ, отражение объективной реальности, возникающее на основе деятельности нервной системы (головного мозга) и служащий для управления поведением.

Психика – внутренний мир человека, с его специфическими особенностями, закономерностями и тенденциями развития.

Учебные задачи предмета психологии:

1) Изучение психологии для развития способности к эффективному профессиональному общению и организации деятельности.

2) Организация учебной деятельности и развитие познавательных возможностей.

3) Формирование оптимального образа жизни и позитивного взаимодействия с окружающими.

Научные задачи психологии.

1) Фундаментальные научные задачи психологии заключаются в открытии новых психологических явлений, новых закономерностей, создание новых, более общих психологических теорий.

2) Прикладные задачи психологии заключаются в использовании психологических знаний в различных сферах общественной жизни и в различных отраслях народного хозяйства.

3) Практические задачи психологии решаются психологическими службами и частными психологами, и заключаются в оказании психологической помощи конкретным людям.

Основные этапы становления психологии:

1) В древнем мире психология представляла собой науку о душе.

2) В период эпохи возрождения и нового времени психология представляла науку о сознании.

3) В начале XX века основным предметом психологии становится поведения человека и животных.

Современная психология – это наука о психических явлениях, закономерностях, механизмах.

Уже в древнем мире люди обладали значительными знаниями в области психологии и использовали их в различных сферах практической деятельности: религиозная практика, профессиональная деятельность, самосовершенствование и развитие личности.

В рамках человеческой цивилизации, первым психологическим трудом считается трактат Аристотеля «О душе». 4-й век до нашей эры. Впервые были проанализированы закономерности познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности.

В средние века профессиональные психологические знания были сосредоточены в Европе в рамках деятельности церкви.

2 основных богословских направления объясняли психику следующим образом:

В рамках реализма психика человека понималась как отражение божественной природы человека, в той мере, в какой мере человек соединяется с богом, в той мере появляется психика. В рамках номинализма психика понималась как отражение внешнего мира.

В XVII века английским врачом Чарльзом Беллом и чешским исследователем А. Прахаской была открыта в нервной системе рефлекторная дуга. И психика начинает трактоваться как результат нервной деятельности.

В 1862 году великим русским физиологом И.В. Сечиным были открыты процессы торможения в нервной системе, что значительно расширило возможности объяснения психических явлений.

В 1878 году в Лейпциге немецкий математик и философ В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в психологический институт. Эта дата считается датой возникновения психологии как науки.

В России первая психологическая лаборатория была создана в 1886 году в Казани, В.М. Бехтеревым.

В 1900 году была издана книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», что явилось началом психоаналитического направления в психологии. 1913 году была опубликована статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма», которая произвела революционный переворот в психологии и явилась началом второго направления бихевиоризма.

В 1924 году выдающийся психолог Г. С. Лагоцкий, получил приглашение в Московский Институт Психологии, где совместно с А.Н. Леонтьевым и А. Урия основал московскую школу психологии. В 60-е годы в результате исследований американских психологов Абрахама Маслоу (Боря Маслов, хе-хе) и К. Роджерса возникла гуманистическая психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: