Барьеры
Барьеры межличностного общения – это осознаваемые и неосознаваемые препятствия и трудности, нарушающие психологический контакт между взаимодействующими индивидами.
Виды:
1) Внутренние барьеры (отношение человека к уже принятой и понятой, но нежелательной информации)
2) Внешние барьеры общения включают в себя:
a. Барьеры избегания (уклонения от общения)
b. Барьеры авторитета (когда не придается значение)
c. Барьеры непонимания
i. Фонетические барьеры
ii. Семантические барьеры – обусловлены несовпадением смысла, вкладываемого собеседниками в одни и те же слова.
iii. Стилистические барьеры – возникают в результате неадекватного построения сообщений.
iv. Логические барьеры – вызываются несоответствием используемых логики и способов аргументации.
Основные правила склонить людей к вашей точке зрения не вызывая у них обиды:
1) Единственный способ одержать верх в споре – уклониться от него
2) Проявлять уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите что он не прав.
|
|
3) Если вы не правы – признайте это быстро и решительно
4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона
5) Заставьте собеседника сразу ответить вам да
6) Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7) Пусть ваш собеседник считает, что лучшие мысли, возникшие в ходе беседы, принадлежат ему.
8) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9) Относитесь сочувственно к чувствам и желаниям собеседника.
10) Взывайте к благородным мотивам
11) Драматизируйте ваши идеи и подавайте их эффектно.
12) Бросайте вызов, задевайте за живое.
Физиологической основой различий коммуникативных задатков у мужчин и женщин являются особенности взаимодействия полушарий головного мозга. У мужчин полушария головного мозга работают автономнее, а у женщин больше взаимодействуют друг с другом. В целом это приводит к большей эмоциональной окраске процесса общения у женщин, и более выраженному когнитивному (познавательному) характеру процесса общения у мужчин.
С этими особенностями связаны исторически сложившиеся гендерные стереотипы общения.
Пол – совокупность физиологических признаков, то гендер – это психологическая половая идентификация.
Характерной особенностью современного европейского общества является маскулинизация женщин и феминизации мужчин. В результате чего происходит стирание гендерных различий.
Специфической формой взаимодействия мужчин и женщин является межполовая любовь.
Основные этапы развития межполового общения:
1) Дошкольный возраст.
Характеризуется внешним заинтересованным наблюдением, связанное с доступными в этом возрасте эмоциональными переживаниями.
|
|
2) Младший школьный возраст.
Характеризуется возникновением неэротического взаимодействием с привлекающим объектом противоположенного пола.
3) Ранний подростковый возраст.
Характеризуется элементами фетишизма, половое влечение принимает форму осознанного стремления к общению с объектом противоположного пола.
4) Юношеская (первая) любовь.
15-17 лет – характеризуется юношеским максимализмом, и разочарованием, создающим необходимый опыт межполового общения.
В соответствии с классификацией Дж.Ли можно выделить типы любви:
1) Первый тип – эрос – страстная любовь, увлечение, вызывающее стремление к полному физическому обладанию
2) Людус – гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и легко допускающая возможность измен.
3) Сторге – сложившаяся, прочная и уравновешенная любовь-дружба.
4) Прагма – любовь по расчету
5) Мания – любовь-одержимость – неуправляемая зависимость от объекта влечения.
6) Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача.