Лидерство и руководство

Малые социально-психологические группы.

Центральным объектом современной психологии являются малые социально-психологические группы, т.к. через участие в этих группах происходит социализация человека, умение усваивать и выполнять роли, формирование его как личности, включение в общественные отношения.

Основные виды малых групп:

1) Случайные. Группы людей, объединенных лишь общим местонахождением.

2) Ассоциации. Группы людей, объединенные общими интересами.

3) Коллекционеры.

4) Корпорации. Группы людей, объединенных общими целями совместной деятельности.

5) Коллектив. Это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности, имеющими общественную значимость.

Если в корпорации каждый член группы преследует личные интересы и относится к своим компаньонам как к средству реализации своих личных интересов, то в коллективе каждый член группы относится к своим товарищам как к цели своей деятельности.

Благодаря этому в коллективе возникают явления коллективистской идентификации и эмпатии.

Впервые наиболее полной теория коллектива была разработана в трудах выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Макаренко выделил основные этапы развития коллектива в соответствии с механизмами организационных требований, предъявляемых каждому члену коллектива.

Вместо теории коллектива стала модной теория корпоративной культуры.

На первом этапе требования к каждому члену коллектива предъявляются руководителем, причем предъявляться они должны максимально последовательно, четко и бескомпромиссно.

На втором этапе возникает актив группы, и требования к каждому члену коллектива предъявляются от имени актива.

На третьем этапе в коллективе формируются общие традиции и ценности, и весь коллектив предъявляет к каждому своему члену требования, соответствующие общим целям совместной деятельности. На третьем уровне возникает опасность кризиса цели в коллективе, когда эмоционально-личностные отношения выдвигаются на первый план, и дружба становится важнее деловых отношений.

На четвертом этапе ценности коллектива становятся внутренними личными ценностями каждого члена, и он сам предъявляет к себе требования, соответствующие общим целям совместной деятельности. Становится возможным переход к либеральному стилю управления и самоуправлению.

Лидерство представляет собой способность одного из членов группы влиять на поведение других членов в значимых для неё ситуациях. Руководитель, в отличие от неформального лидера, получает свои полномочия в соответствии со сложившимися в обществе нормами, несет личную ответственность за результаты деятельности коллектива и поведение его членов. Основные теории лидерства.

В конце XIX в. стала развиваться личностная теория лидерства, в соответствии с которой лидером становился человек, обладающий определенными качествами и чертами характера. Однако многочисленные исследования не выявили качества, которые автоматически переносят обладателя в разряд лидера.

Поведенческие теории лидерства связывают влияние лидера на других членов группы со стилем и особенностями его поведения.

Ситуативная теория лидерства предполагает, что лидером становится тот член группы, чье поведение наиболее полно соответствует социально-психологической ситуации в группе.

В теории управления коллективом принято выделять 3 основных стиля руководства:

1) Авторитарный стиль.
Все решения принимаются единолично руководителем, который стремится контролировать их выполнение. Основные методы воздействия становятся наказание или угроза наказания.

2) Демократический.
Решение принимается руководителем совместно с сотрудниками, а основными методами воздействия являются поощрения и обещания поощрения.

3) Либеральный стиль.
Руководитель не принимает участия в выработке решения, и вся ответственность переходит к самим сотрудникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: