Тема 1. Социология как наука, объект, предмет, методы

Б) виды конфликтов

А) понятие конфликтов

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.

Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

9.2. Управление социальными конфликтами.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. При рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению, но для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;

Социология как наука сравнительно молодая, но вопросы, которая она рассматривает, издревна волновали человечество и рассматривались в рамках философии. Истоки социологии можно найти в трудах дневнекитайских ученых, индийских текстах "Махабхараты. Античные мыслители, такие как Платон, Аристотель положили начало изучению отдельных социальных институтов: государства, права, семьи, а также места человека в обществе.

Наиболее видным теоретиком Древнего Рима был Цицерон. Он рассматривал проблему государства и стремился найти способы усовершенствования этого государства, чтобы оно стало идеальным. Большое значение имеют мысли об обществе Тита Лукреция Кара. Отрицая божественное происхождение человека, он с материалистических и атеистических позиций пытался найти движущие силы, которые приводят к возникновению и развитию общества.

Видными мыслителями средневековья были Августин, Фома Аквинский.

Новый этап в развитии социальной мысли – эпоха Возрождения. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень и другие ученые средневековья поднимали проблему человеческих отношений в обществе. Модель общества ими определялась как община, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Роль человека в системе мироздания определялась как незначительная.

Мыслители эпохи Просвещения (Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер Клод Адриан Гельвеций, Джамбаттиста Вико) начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, выявлять роль религии в социальных процессах. Человек рассматривается ими как независимый субъект, поведение которого определяется его волей.

Однако социологии как науки в тот период не существовало, все исследования общественных проблем отличались несистематичностью, отрывочностью, выступали как часть общефилософских концепций. Господствовало религиозное мировоззрение, социальные явления рассматривались как Божественное провидение.

Новым толчком к исследованию социальных процессов стала промышленная революция, которая привела к развитию массового производства, усложнению техники, всех сфер жизнедеятельности людей, обострению социальных проблем. Условно можно выделить три этапа развития социологии:

1. Становление социологии как самостоятельной науки (середина XIX - 20-30 гг. ХХ века). Происходило выделение социальных знаний из системы философии. Родоначальником социологии считается Огюст Конт, которому принадлежит заслуга возведения социологии в ранг науки.

Уже на первом этапе наблюдалось больше разнообразие социологических школ и учений. В этот период творили великие классики социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Г. де Тард, Ф. Теннис. Происходит накопление теоретических знаний.

2. Становление и развитие эмпирической социологии (30 - 60 гг. ХХ в). Это этап отработки методов сбора социологической информации.Социология становится экспериментальной наукой. Разрабатываются методы прикладных исследований. Начинает широко использоваться математический аппарат. Проводятся многочисленные социологические исследования. В 20-40-е гг. развитие социологии перемещается в США.

В развитии методики и техники опросов большую роль сыграла деятельность “Американского института общественного мнения” Дж. Гэллапа, который в 30-х гг. стал проводить массовые общенациональные опросы. Большая заслуга в отработке методики исследования принадлежит Полю Лазарсфельду, который много внимания уделял количественным методам. Он же стал первым проводить коммерческие исследования по заказам предприятий.

Огромное значение имело здесь проникновение социологии в производственную сферу. Особую роль сыграли так называемые Хоторнские эксперименты, проведенные Э. Мэйо на предприятиях Вестерн Электрик. Они способствовали развитию индустриальной социологии и социологии управления.

3. Этап практического использования накопленных социологических данных (с 60-х гг. до настоящего времени). Регулярные консультации с социологами, заказы социологическим организациям стали нормой принятия управленческих решений. Социологи осуществляют консультативно-управленческую деятельность на предприятиях.

Объектомизучения социологии является общество. Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций, институтов, социальных отношений; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Фундаментальные понятия, составляющие предмет социологии: социальная структура, социальная стратификация, социальные общности и группы, социальные статусы и роли, социальные институты, социальные отношения, социальный контроль, социализация, социальные процессы и явления, социальные проблемы.

Важным понятием и исходным пунктом всякого исследования является социальная проблема (проблемная ситуация) – возникшее противоречие в функционировании социального организма, требующее принятия управленческого решения. Это ситуация, которая рассматривается как нежелательная, так как такое состояние угрожает стабильному функционированию общественной организации.

Общество изучают и другие общественные науки. Однако социология - единственная из наук, изучающая общество как целостный организм, в то время как другие общественные науки изучают отдельные стороны общественные жизни. Социология применяет системный подход - это подход к изучению свойств, сторон, частей предмета исследования в контексте целостной системы.

Социология тесно связана с философией. Социальная философия является разделом философии. Предмет социальной философии - общественная жизнь под углом мировоззренческих проблем, среди которых центральное место занимают проблемы смысла жизни, смысла и цели существования общества, его судеб и перспектив, движущих сил его развития, качественного своеобразия общества в его отличии от природы. По этим проблемам до сих пор теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Социология кроме философии тесно связана с психологией (социальная психология), экономикой (экономическая социология), этнографией, культурологией (социология культуры), демографией, политологией (социология политики, или политическая социология), статистикой. Но если, например, психология изучает поведение человека, социология исследует массовое поведение и массовые социальные процессы. Социологи изучают группы, а социальная психология - индивидов в группах. В настоящее время развиваются направления на стыке наук.

К середине ХХ века обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская социология – это наука преимущественно о человеческом поведении. Сейчас эти различия стираются, хотя до сих пор европейская социология сохраняет классическую социально-философскую ориентацию, а американская социология – проблемно-ориентированная, т.е. направлена на решение конкретных социальных проблем.

При изучении социальных процессов применяются такие методологические принципы как: объективность, историзм и системный подход.

Методологический принцип объективности предполагает, что каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов, как положительно оцениваемых социальными субъектами, так и оцениваемых ими отрицательно. Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности аргументации.

Методологический принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта, самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

Методологический принцип системности — способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразующего параметра - свойства, обусловливающего единство элементов системы, скрепляющего связи между элементами в единую структуру.

Ввиду того, что любая система находится в определенной среде, то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

Социологическая наука имеет свою структуру, которая может быть выделена по разным основаниям.

По одной классификации социологию делят на общую социология, специальные социологические теории (теории среднего уровня) и эмпирические (конкретные) исследования. Общая социология изучает свойства, общие для всех социальных процессов и явлений. Исследование структуры общества, его культуры, культурных процессов, типов личности, потребностей, ценностей. Предмет изучения специальных социологических теорий - отдельные сферы общественной жизни: культура, семья, наука, образование и другие социальные институты и организации, личность.

Эмпирические (конкретные) исследования - получение конкретной информации относительно тех или иных процессов и явлений.

Макро- и микросоциология. Макросоциология изучает общество в целом, социальные институты, крупномасшабные социальные системы. Главный объект изучения - общество. Микросоциология изучает деятельность людей в малых социальных группах, межличностное взаимодействие. Главный объект изучения - личность, человек, взаимоотношение личностей в малых группах.

Согласно еще одной классификации выделяют три уровня в структуре социологии: теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований, приращение научного знания, построение теорий); прикладная социология (изучение актуальных социальных проблем: сбор информации о них, определение стратегий по разрешению социальных проблем); социальная инженерия (практическое внедрение научных знаний в практику управления).

Функции социологии:

* Теоретико-познавательная функция - позволяет понять социальные явления, их причины, изучить закономерности общественной жизни.

* Прогностическая функция - дает прогноз хода развития социальных процессов, общественных явлений.

* Управленческая функция - социология связана с проблемами управления социальной системой: административно-правовая деятельность, управление экономикой, политикой, культурой.

* Социальное проектирование и конструирование – разработка оптимальных моделей конкретных организаций, коллективов с заранее заданным параметрами их функционирования.

* Инструментальная – разработка методов, техники изучения социальной реальности.

* Идеологическая. Социология как наука нейтральна по отношению к социальным группам, их интересам и целям. Однако результаты исследований могут использоваться социальными группами в своих интересах.

Тема 2. Развитие социологической мысли; основные социологические теории

Родоначальником позитивизма в социологии и самой науки социологиипо праву считается Огюст Конт (фр., 1798-1857).

Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он разъяснял, что слово " позитивный " имеет несколько значений: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес бесполезному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противоположность смутному. По его мнению, истинная наука должна отказываться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Такими задачами, с его точки зрения, занимается философия.

"Позитивную" науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объясняя необходимость введения нового термина необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундаментальных законов. Социологию как позитивную науку Конт противопоставил теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке.

Социологию он определил как науку о человеческом обществе в целом во всех элементах его бытия. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

Он первым пытался дать характеристику предмету общей социологии. Задачей социологии он считал открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Существенной заслугой Конта стала разработка методов, применимых в исследовании общества: метода наблюдения, экспериментального, сравнительного и исторического методов.

Конт исходит из предположения о существовании естественных законов общественной жизни, что было особенно важно в то время, когда господствовали теологические концепции, отрицавшие саму возможность научного познания общества.

Одним из ведущих течений в социологии конца ХIХ века был натурализм. Натурализм в социологии - социологические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Базой натуралистических школ стал эволюционизм. До него господствовало теологическое мировоззрение. Эволюционная теория Дарвина заставила обратить внимание на то, что между человеком и животным имеется не только различия, но и сходство. Эволюционная теория стала одним из факторов идейного климата второй половины XIX века.

Позитивной стороной натурализма явилось стремление выработать объективную и строгую систему знаний, аналогичную теориям развитых естественных наук. Развивался под воздействием естественнонаучной методологии, складывавшейся в результате выдающихся открытий в механике, астрономии. Опирался на представление о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук.

Социал-дарвинизм – наиболее заметное течение конца XIX - начала XX века, пытавшееся свести законы развития общества к биологическим законам естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, инстинкта, наследственности и т.п. Наиболее яркие представители – Г. Спенсер, У.Г. Самнер, Л. Гумплович.

Инстинктивистское течение в социал-давинизме - направление, объяснявшее социальные явления инстинктами человека. Его стержнем сталатеория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла, главная идея которой заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты.

Другое направление натурализма – механицизм (механистическая школа в социологии) (Г. Ч. Кэри, В.Ф. Оствальд, Л. Кетле, В. Парето). К этой школе можно условно отнести социологические концепции, которые сравнивают социальные процессы и явления с физическими процессами и явлениями, а также используют для объяснения социального мира понятия механики, физики, энергетики и т.п.

Географическая школа в социологии (В. Кузен, К. Риттер, Ф. Ратцель, Т. Бокль, К. Хаусхофер, Э. Хантингтон). Проводилось исследование влияния разных факторов географической среды (климата, рельефа, природных богатств, флоры и фауны и т.д.) на социальные явления: размещение и плотность населения, хозяйственную деятельность, культуру, религию, мораль, темпы экономического развития и т.д. Наблюдается преемственность между географическим направлением и экологией.

Органическое направление (органицизм). Представители: Г. Спенсер, П. Лилиенфельд, А. Шеффле. Метаформа “организм” в применении к обществу известна с глубокой древности (ее применял еще Платон). Прототипом понятия общества является понятие организма. Строение общества - “анатомия”, функции общества - “физиология”, "органы" – социальные институты, "элементы" ("молекулы") - индивиды или семьи.

По мнению органицистов между обществом и организмом есть много сходства. Таким образом, по мнению органицистов, социология основана на биологии и должна применять ее законы.

Герберт Спенсер (1820-1903) – великий английский философ и социолог-позитивист. Основоположник и наиболее видный представитель органического направления.В своем главном труде "Основания социологии" Спенсер последовательно проводит аналогию между биологическим и социальным организмом. Всю жизнь проводил принцип laissez-faire (невмешательства в социальную жизнь), идею выживания наиболее приспособленных. Свобода индивидуальных действий, конкуренция и выживание наиболее приспособленных, - все, по мнению Спенсера, что нужно для развития общества.

Расово-антропологическое направление (А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Ж.-В. де Ляпуж, О. Аммон). Наиболее реакционное направление в социологии. Социальную жизнь и культуру рассматривали как продукт расово-антропологических факторов, а социальное поведение – как зависящее преимущественно от биологической наследственности. При этом белая раса определялась как высшая, негроидная – как низшая.

В конце XIX века на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания возникла другая школа – психологическая. Ее рождению способствовало появление экспериментальной психологии, ее становление в качестве самостоятельной дисциплины.

Существуют несколько теорий в рамках психологического направления. Главный принцип, разделяемый ими всеми, - стремление объяснять все социальные процессы и явления психическими процессами и явлениями индивида или группы.

"Школа психологии народов". Представители Мориц Лацарус и Хейман Штейнталь (создатели теории), Вильгельм Вундт. Основная идея – главной силой истории является "народный дух". "Народный дух" они понимают как общие психические свойства индивидов, принадлежащих к одной нации, и одновременно как их самосознание. Благодаря общности истории, территории, среды обитания все индивиды в обществе обладают схожими психологическими качествами. Содержание народного духа раскрывается через анализ языка, мифов, морали, культуры.

Групповая психология. Рассматривала явления, происходящие в толпе: внушаемость, психическое заражение и т.д. Представители С. Сигеле ("Преступная толпа") и Гюстав Лебон (“Психология толп”, на рус.- “Психология народов и масс”).

Г. Лебон доказывал, что в силу неразвитости и низкого интеллекта больших масс людей (“толп”) ими правят бессознательные инстинкты. Особенно это проявляется, когда человек попадает в толпу, где снижается уровень интеллекта, падает ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность.

Теория подражания. Габриэль де Тард (1843-1904) ("Законы подражания") объяснял социальное поведение и общественную жизнь подражанием – свойственным человеку стремлением воспроизводить поведение других индивидов и групп. Задачу социологии видел в изучении законов подражания. Посредством подражания объяснял происхождение права, языка, традиций и других форм социального поведения.

Величайший вклад в становление и развитие социологии внесли такие ученые как Дюркгейм Э., Маркс К. и Вебер М. Наряду с Огюстом Контом их можно назвать основоположниками социологии.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – великий французский философ и социолог, основоположник французской социологии. Основные работы: "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода", "Самоубийство: Социологический этюд", "Элементарные формы религиозной жизни".

Дюркгейм одним из первых применил понятие "прикладная социология", считая, что она должна дать набор правил социального поведения.

Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – социальную сферу. Им разработана методология и методы социологических исследований.

Первый и основной методологической постулат Дюркгейма сводится к следующему: поскольку общество – часть природы, поскольку наука об обществе – социология – в методологическом плане подобна наукам о природе, то ее познавательной целью Дюркгейм считает исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

Э. Дюркгейм ввел в обиход термин “ социальный факт ”. Это феномены, внешние по отношению к индивиду, существующие объективно, независимо от людей. По мнению Дюркгейма к социальным фактам надо относиться как к “вещам”, то есть исследовать их как элементы реальности, изучать причинно-следственные связи между явлениями так же, как естественные науки изучают физические явления. Он придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Центральной идей в творчестве Дюркгейма занимает идея социальной солидарности ("О разделении общественного труда"). Он выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую солидарность. Первый тип характерен для традиционного, архаического, простого общества и основан на неразвитости и сходстве составляющих общество людей.

Органическая солидарность порождается разделением общественного труда и основана на различии индивидов. Разделение труда – это тот механизм, который создает желаемую общественную связь, солидарность между классами. Благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Главным показателем прогресса и историческим законом Дюркгейм считает переход от механической к органической солидарности.

Любое современное общество, основанное на органической солидарности, чревато опасностью разъединения и аномалии. Социальные проблемы и конфликты он считал отклонением от норм, вызванных неотрегулированностью социальных отношений между главными классами общества. Кризис буржуазного общества он видел в отставании культуры от далеко продвинутой экономики, в несовершенстве моральных норм. Поэтому возможность преодоления кризиса он видел в сознательном введении новых норм, регулирующих поведение членов общества. Он развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности, которые должны выполнять социальные функции регулирования общественных отношений и способствовать развитию личности. Главное место в его социально-политической программе он отводил реформам, отрицая идеи К. Маркса.

Э. Дюркгейм много внимания уделил исследованию самоубийств. Анализируя статистические данные, он вывел закономерности, которые нашли подтверждение и в последующих. Факты самоубийства он связывал не психическими и биологическими особенностями, как другие ученые, а с социальными условиями. Исследования самоубийств Дюркгейма имело большое практическое и научное значение, положило начало научному изучению этого явления.

Макс Вебер (1864-1920) - величайший немецкий социолог. Основные труды: "Аграрная история древнего мира", "Протестантская этика и дух капитализма", "История хозяйства", "Хозяйственная этика мировых религий, "Хозяйство и общество", "О категориях понимающей социологии", "Очерки социологии", "Теория социальной и экономической организации" и др.

М. Вебер разработал концепцию социального поведения (“Теория идеальных типов поведения”). Широко используя введенное им в социологию понятие "идеальный тип", он определяет четыре “идеальных” типа социального поведения человека: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное (эмоциональное), традиционное.

Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера и т.п.). Ценностно-рациональное поведение тоже целесообразно, но его мотивы не однозначны. Ценностно-рационально действует тот, кто следует своим представлениям о совести, чести, достоинстве, несмотря на последствия (капитан может спастись, но остается на тонущем корабле). Здесь имеем поведение, ориентированное на систему принятых человеком ценностей. Аффективное поведение определяется душевным складом человека, часто носит неадекватный характер. Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженного обычаям, ритуалам, которые стали его второй натурой. Поведение таких людей наиболее предсказуемо.

Данную типологию Вебер рассматривал при анализе экономических отношений в работе "Хозяйство и общество". Для докапиталистического хозяйства свойственна традиционная мотивация хозяйственного поведения индивида, а для капиталистического – целерациональная. Вебер был убежден, что рационализация социальных действий вообще является тенденцией исторического процесса. Происходит вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу рационального, при котором определяющим мотивом является не ценность, а успех.

Другое учение М. Вебера – "концепция свободы от ценностных суждений". Вебер выдвигает требование полной свободы социолога от ценностей общества. По его мнению, оценка фактов – дело политиков, дело ученых – добывание социальных фактом. Прикладную функцию социологии Вебер видел в том, чтобы способствовать стабилизации, упорядочению социальной жизни в согласии с ее внутренней природой. М. Вебер провозглашал плюралистические принципы в понимании и объяснении общества. Он создал метод релятивизма, т.е. относительности всего социологического знания.

Вебер исследовал причины и условия возникновения европейского капитализма. В работах "История хозяйства" и "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905) он анализирует истоки предпринимательства и этики труда на капиталистических предприятиях.

Опираясь на понятие рациональности, Вебер различает два типа капиталиста: архаический (иррациональный, авантюристический, купеческий) тип и рациональный тип. Первый тип существовал всегда, возникнув еще в недрах родового строя. Для такого типа главное – получение выгоды, денег посредством перепродажи товаров.

Для рационального капиталиста деньги превращаются из цели в средство. Главное для него - создание промышленного предприятия для выпуска новых товаров, создание новых рабочих мест, изобретение новых средств труда и т.п. Принципиальное отличие между первым и вторым типом капиталиста состоит в нравственном и этическом отношении к труду. Появлению экономического человека второго типа способствовала реформация церкви в XYI-XYII веках.

Вебер показал, каким образом реформированное христианство стало главным двигателем капиталистического предпринимательства на Западе. Зародышем духа капиталистического предпринимательства явился протестантский догмат об избранности к спасению. Деловой успех - показатель избранности. Это мощный стимул эффективного, рационального хозяйствования, ориентированного на получение прибыли.

В качестве безусловной ценности в протестантизме утверждались постоянное профессиональное совершенствование, бережливость, рачительность. Рационально поставленное капиталистическое производство провозглашалось как угодное Богу дело. Отсюда - акцент на инвестирование в предпринимательскую деятельность, деньги - в оборот, в дело. Протестантская этика способствовала формированию рыночной системы и соответственного ей менталитета, стимулировала экономический рост. М. Вебер утверждает идею о том, что человек, его отношение к труду, нравственность составляют основу развития общества.

Следующее учение Вебера – о бюрократии (выступления и статьи "Новейший капитализм и бюрократия", "Бюрократия и социализм"). Он выделил характерные черты бюрократических организаций: четкое разделение труда и высокая специализация, что способствует повышению квалификации служащих; иерархическая, четко очерченная структура власти; формальная система правил и инструкций, которые обеспечивают единообразие деятельности; наличие специального административного штата; назначение, а не выбор должностных лиц; безличностные, формальные контакты должностных лиц с клиентами и другими служащими.

Слово "бюрократия" у Вебера не имеет негативной окраски. Здесь бюрократизм предстает как рациональная форма управления современной иерархической организаций и описывается как научное понятие. В этом качестве учение Вебера о бюрократии актуально и по сей день.

Карл Маркс (1818-1883) и его друг и соратник Фридрих Энгельс (1820-1895). Основные работы: "Немецкая идеология", "Нищета философии", "Критика политической экономии", "Капитал", "Положение рабочего класса в Англии" (Энгельс).

В основе общества, согласно Марксу, лежат материальные производительные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому общество представляет собой систему этих факторов производства и вместе с их изменениями изменяется само, т.к. существенное изменение производительных сил приводит к новому разделению труда и новым формам собственности. И именно на основе разделения труда в обществе, в котором существует частная собственность, класс, который является собственником средств производства, подчиняет себе класс несобственников.

Борьба классов, имеющих противоположные интересы, является движущей силой изменений в обществе. Согласно Марксу основу общества и социальной общности составляет практическая и действительная связь людей, обусловленная потребностями и способом производства. Эта связь изменяется в ходе истории, приобретает новые формы, так что история общества представляет собой по сути развитие способа производства.

Маркс рассматривал структуру общества в динамике, рассматривая классы как основные элементы социальной структуры. Качественные изменения социальной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций, которых он выделил пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Маркс и Энгельс считаются создателями теории конфликтного развития общества. Они обосновали механизм возникновения и развития социального конфликта, который обусловлен неравенством. Это неравенство постоянно усиливается при доминировании одного класса над другим. Борьба угнетенного класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Далее эти противоречия накапливаются, что вызывает новые конфликты, ведущие к новому соглашению на новых условиях и т.д. В результате они обосновали социальные конфликты как явление, необходимое для развития и прогресса.

Пока существуют классы, существует эксплуатация и антагонизм – непримиримое противоречие основных классов общества. Количественное накопление недовольства у угнетенного класса, осознание им несправедливости своего положения и силы приведут, по мнению Маркса, к глобальному классовому конфликту и появлению бесклассового общества.

Огромной заслугой было рассмотрение общества как продукта исторического развития, динамично развивающуюся структуру; анализ современного им общества, в том числе на основе собранного ими эмпирического материала.

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Его называют первой социологической теорией, возникшей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Возник в начале 30-х гг., не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род. в 1910). Идеи структурного функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии.

Основные идеи структурно-функционального подхода:

1) Общество - целостный, единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т. д. Они не связаны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2) Каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3) Функции частей – это удовлетворение каких-либо общественных потребностей. Вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5) Для обеспечения стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6) Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов – это совокупность социальных статусов, а не людей.

Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Парсонс утверждал:

· Различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена.

· Существует "естественная" стратификация людей в обществе, т.к. люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способные люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет.

· Система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие, рассматривается как неизбежная и справедливая.

· Власть высших социальных слоев рассматривается как законная, т.к. она осуществляется с целью принести пользу обществу.

Эти положения подвергаются критике:

· В результате стратификации возникают групп имущих и неимущих, а разногласия между ними могут стать причиной нестабильности в обществе.

· Функционализм предполагает, что люди руководствуются только материальными соображениями, однако многие талантливые люди выбирают низкооплачиваемую работу потому, что она им интересна, потому что это их призвание.

· Не всегда те, кто имеет высокую квалификацию, могут "пробиться" на высокооплачиваемую работу. Существует явление "самопополнения" или "самовоспроизводства" привилегированных слоев общества. Т.е. те, кто занимает эти посты, являются выходцами из одного слоя или одних семей. Талантливым специалистам из других слоев трудно пробиться в круг элиты.

· Люди, обладающие властью, в общем, действуют не всегда в интересах общества, а преследуют свою выгоду, часто в ущерб других.

Структурный функционализм оценивается как специфический метод научной мысли. В этом качестве он оказывается эффективным при изучении любых функциональных систем.

Критика функционализма сводится к следующему: внеисторический подход к изучению общества, которое рассматривается статично, вне динамики развития; неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическая ориентация на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов; неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

Р. Мертон сосредоточил свое внимание на теориях среднего уровня. Его вклад в социологию в том, что он отошел от общесоциологической теории в сторону теорий среднего уровня, которые более доступны для исследования, проверки и управления социальными процессами.

Питирим Сорокин (1889-1968) выдающий американский социолог русского происхождения (эмигрировал в 1922 г.). Основные труды: "Система социологии", "Социокультурная динамика", "Социология революции", "Современные социологические теории", "Социальная мобильность" и другие.

Центральной темой творчества Сорокина считается социокультурная динамика. Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры является понятие ценность. Истолковывая понятие "ценность" как основу всякой системы, Сорокин делал вывод о том, что с помощью эмпирических исследований культурных качеств (значений, норм, ценностей), скрытых в сознании индивидов и выражающихся в их деятельности, можно обнаружить длительные периоды в истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации, смена которых и составляет исторический прогресс.

Каждая цивилизация, или социокультура, неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Устаревает, меняется система ценностей, и ей на смену приходит другая, коренным образом меняющая социомир. Таких социокультурных суперсистем он выделил тр и: 1) " чувственная " (реальность воспринимается непосредственно чувствами); 2) " умозрительная " ("идеациональная") (реальность познается при помощи интуиции); 3) " идеалистическая " (рассматривается как комбинация двух первых). Первая характеризуется господством материалистических, чувственных, утилитарных ценностей. Во второй высшими ценностями являются религиозные ценности, высшей истиной признается Бог, а другие культурные системы (политика, экономика, наука, философия, мораль, право и т.д.) подчинены теологии. Идеалистическая сочетает черты и ценности чувственной и умозрительной культур, поэтому этот тип может считаться интегральным.

Сорокин видел кризис современной ему культуры, которую он определил как чувственную, в том, что создание материальных ценностей опередило совершенствование духовных, причем духовный мир его современников деградирует.

Анализируя причины современной дисгармонии, Сорокин видел главную причину в том, что человечество вступило в переходный период от одной формы культуры к другой. Этот переход начался в конце XIX века, но новая форма культуры еще не сложилась. Первая мировая война и Октябрьская революция – это результат огромных переворотов в социокультурной системе европейских обществ. Сорокин твердо верил, что новая, более совершенная форма культуры придет на смену чувственной культуры. С точки зрения Сорокина мировая культура вечна, происходит лишь смена ее форм.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

Феноменологическая социология - теоретико-методологическое направление в социологии ХХ в. Подход основан Альфредом Шюцем (1899-1959).

А. Шюц стал исследовать проблему адаптации индивидов к своей социальной группе, после того, как индивид туда возвращается после долгого отсутствия. Эта тема изложена в его работе “Возвращающийся домой”. Все возвращающиеся уже не те, какими они были раньше, они усвоили иные ценности и у них иное восприятие социального мира.

Согласно этому подходу индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных представлений, приобретенных в процессе социализации. Каждый индивид обладает уникальным индивидуальным опытом, запасом знаний, свойственным только ему одному. Каждый интерпретирует и действует исходя из здравого смысла.

Обыденное знание - феноменологический термин, которым характеризуется присущий членам общества здравый смысл. В повседневной жизни индивид действует именно на основе обыденного знания. Шюц утверждает, что формирование нашего обыденного знания происходит в процессе накопления уникального жизненного опыта, является продуктом биографии.

Социология, по мнению Шюца, должна изучать не скрытые от нашего сознания процессы, а те представления, которые возникают в нашем сознании при непосредственном восприятии мира. Эти представления так же уникальны, как уникальна биография человека. Представления о социальной реальности часто несовместимы у разных людей, особенно людей разных социальных групп. Как личный опыт человека уникален, так уникальны его интерпретации социальных ситуаций. Человек одной социальной группы оценивает социальные явления иначе, чем человек из другой социальной группы.

Задача социологии в представлении Шюца - изучать обыденное знание людей, накопленное в течение жизни, и упорядочить эти знания.

Критики феноменологии обвиняют ее в том, что эта методология по своей природе не способна к анализу объективных социальных процессов, что идет подмена объективности социальных явлений субъективными образами этих явлений.

Феноменологический подход особенно продуктивен там, где трудно найти общепринятую точку зрения, при изучении поведения и мнений эмигрантов, беженцев, иностранцев, путешественников, военнослужащих, представителей национальных меньшинств, то есть всех тех, кто может иметь необычный жизненный опыт и особое восприятие социального мира.

Этнометодология - подход, разработанный Гарольдом Гарфинкелем (род. 1917 г). Термин “этнометодология” он ввел для обозначения методов, которые используют люди в повседневной жизни с целью описания и осмысления своих собственных действий.

Подход появился в противовес ортодоксальной социологии, которая исходит из того, что люди действуют согласованно благодаря общему пониманию ситуаций. Гарфинкель поставил под сомнение возможность общего понимания социальной жизни.

Каждый сам конструирует для себя социальный мир и социальный порядок. Все являются в какой-то степени социологами, поскольку постоянно пытаются анализировать и объяснять социальную жизнь. Практические теоретики - термин этнометодологии, отражающий как раз тот факт, что мы все находимся в поиске смысла окружающего нас мира.

Люди, даже принадлежащие к одной и той же социальной группе, конкретные ситуации трактуют по-разному. Ситуации имеют множество характеристик. Каждый выбирает те характеристики ситуации, которые кажутся ему наиболее значительными. Все зависит от того, считают этнометодологи, каков этот внутренне сконструированный социальный мир.

Хотя одним из объектов изучения социологии являются субъективные представления людей, их интерпретации социальных фактов, критика этнометодологии сводится к тому, что этот подход отрицает возможность получения объективного знания о социальном мире. Более того, по мнению этнометодологов, сами ученые не могут быть объективными в своих выводах, поскольку они также субъективно оценивают явления. Да и в целом наука развивается не как объективный процесс, поскольку на этот процесс оказывают влияние личность и социальные характеристики ученых.

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

История социологии в России XIX - начала XX века является частью мировой науки. Обмен идеями западных и отечественных социологов происходил тогда беспрепятственно и русские социологи были хорошо знакомы с трудами известных зарубежных социологов. В то же время своеобразие иcторического развития России определил специфику направлений и черт развития социологии. Российскую социологию отличала тесная связь с политикой и политической деятельностью; стремление к целостной философской концепции исторического развития; интерес к истории в целом и истории России в частности; тенденция сопоставлять Россию и Запад.

Одним из наиболее заметных явлений в русской социологии XIX века была так называемая юридическая (государственная) школа. Наиболее видные представители этой школы К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, В.О. Ключевский и другие. Большинство из государственников были юристами.

Центральной проблемой исследований школы являлось обоснование демократических преобразований, конституционного строя, правового государства. Государственники отвергали учение славянофилов об особом, избранном пути России, выступали за европеизацию России. Они признавали общность законов всемирно-исторического процесса, отстаивали необходимость просвещения России.

Большое влияние на взгляды русских ученых-государственников оказало учение Гегеля. В соответствии с Гегелем государство определяется как осуществление нравственной идеи, а его цель - “сочетание свободы с разумным порядком”, служение идеалу общего блага, охрана свободы и прав личности и собственности. Государство рассматривается как сила, стоящая над обществом и выражающая интересы всего общества. Поэтому государственники большое внимание уделяли реформам сверху, формированию государственных учреждений и официальной идеологии государства, выраженной в праве.

Государственная школа активно отстаивала идею правового государства. Однако, как и Гегель, государственники идеальной формой правления считали конституционную монархию, позволяющую, по их мнению, совместить сильную власть и свободу.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - русский социолог, историк, этнограф. Основная работа - "Европа и Россия". Его концепция исторического развития получила название теории “культурно-исторических типов”. Данилевский выступил против распространенной тогда концепции однолинейного развития цивилизации, которая признавала европейский путь прогресса как единственно возможный.

В его концепции история представляет собой параллельное развитие и смену социальных систем, которые можно назвать культурно-историческими типами. Каждый тип отличается уникальным сочетанием элементов культуры, религии, своеобразием политического и общественно-экономического устройства. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических систем: египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, аравийскую, римскую, европейскую, славянскую, американскую, перуанскую. Каждый из этих культурно-исторических типов прошел в своем развитии период рождения, становления, расцвета, упадка. Ни одна цивилизация при этом не может считаться высшей точкой развития по сравнению с другими. Каждый культурно-исторический тип вносит свой уникальный вклад в мировую историю.

Идеи Данилевского получили затем развитие в трудах зарубежных ученых – О. Шпенглера, А. Тойнби.

Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) – российский правовед, этнограф, историк и социолог позитивистского направления. Основные труды по социологии: "Современные социологи", "Социология" в 2-х т., "Очерк истории развития социологии в конце XIX века и в начале ХХ века" и другие.

Основатель многофакторной концепции развития общества. К концу XIX в. влияние натуралистических концепций снизилось. Стало очевидно, что при решении сложных социальных проблем нельзя полагаться на какой-либо один фактор, а необходимо учитывать всю совокупность и взаимодействие социальных явлений. Так, в российской социологии выдвинулся плюралистический подход к изучению общества, основателем которого стал Ковалевский. Он применил многофакторный подход к изучению общества. Считал, что необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Признавая ценность разных социологических школ и парадигм, считал, что ни одна из них не должна господствовать, а необходим органический синтез, интеграция лучших достижений.

Одним из важнейших методов Ковалевский считал сравнительно-исторический метод. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, институты, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический подход основывается на признании единства и целостности человеческого общества и исторических закономерностей его развития.

Субъективистское направление в социологии возникло в конце 60-х гг. XIX в. и существовало до начала XX в. Ведущие представители Петр Лаврович Лавров (1823-1900) и Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Наибольшее внимание они уделяли соотношению социального и исторического, теории прогресса и роли личности в истории.

Лавров П.Л. стремился выявить связь и различие между социологией и историей. Общество и его законы могут быть познаны лишь в той степени, в какой осмыслена сама история. Социологические вопросы тесно переплетаются с историческими, т.к. и социология и история начинают изучение общества с изучения человека как естественного явления.

Лавров считал, что в общественном развитии происходит одновременно усиление сознательности личности и солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса и есть объективные признаки социального прогресса. По его мнению, прогресс осуществляется в росте и скоплении солидарности. Цель прогресса – достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капитализм, по мнению Лаврова, не создает условий для установления истинной солидарности. Только новое, социалистическое, общество в состоянии установиться прочную солидарность.

Ведущей силой социального прогресса у Лаврова является личность с ее критическим мышлением, которую он называл "орган прогресса". Историческая жизнь человечества начинается с появления критически мыслящей личности. Личность, по мнению Лаврова, - создатель и носитель нравственных норм и сила, способная изменить общественную жизнь.

Михайловский Н.К. много внимания уделял проблеме "великой личности, "героя" и "толпы". Он различает "героя" и "великую личность". "Герой" – это тот, кто может увлечь своим примером как на хорошее, так и на дурное. А "великие личности" должны рассматриваться в связи с ценностями, которые они вносят в сокровищницу человечества. В переломные моменты истории они выступают как люди, наиболее полно осознавшие потребность общества и сумевшие их выразить. "Толпа" растворяет в себе индивидуальные черты человека, лишает его воли. Народ до тех пор будет "толпой", способной на слепое подражание, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью. Развитие цивилизации у Михайловского – не есть нечто фатально обреченное, поскольку в исторический процесс входит сознательная деятельность человека.

Марксистское направление в русской социологии – направление, получившее распространение в России в конце XIX века. Главные представители: Плеханов Г.В. и Ленин В.И.

Марксисты развивали социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабатывали вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории.

Плеханов внес большой вклад в разработку вопроса о роли народных масс в истории. Он критиковал субъективистов по вопросу о роли "героя" в истории. Не отрицая значение личности, считал, что народные массы играют решающую роль в историческом развитии. Выдающаяся личность лишь в том случае может сыграть большую роль в истории, если ею правильно поняты условия развития общества.

Ленин В. И. много внимания уделял отстаиванию марксизма в борьбе с субъективной социологией. В работах "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" и "Развитие капитализма в России" он обосновывал историческую миссию пролетариата, ведущую роль народных масс, отстаивал в духе марксизма материалистическое понимание истории. Он больше внимания уделял политическим проблемам, чем научным, и не создал самостоятельной развернутой социологической теории.

Психологическое направление в русской социологии представлено двумя именами:

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931), правовед, социолог и психолог, считал, что изучать человеческое участие в процессах общественной жизни нужно, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. В качестве основного понятия в социологии он считает "социальное поведение" и его мотивы. Социальное понятие "мотив" у него равнозначно понятию "эмоции". Рассматривал эмоции как главную причину социального поведения.

Кареев Николай Иванович (1850-1931) все социальные явления рассматривал как продукт духовного взаимодействия людей, социальную организацию – как продукт коллективной психологии, показатель положения личности, предела индивидуальной свободы. По его мнению никакое социальное явление не может быть понято вне субъективного к нему отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: