Стратегический пробел

Классификация и ранжирование целей предприятия

Миссия создает ориентиры для определения целей и задач. Стра-тегические цели разрабатываются в обеспечение миссии и в ее рамках. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности орга-низации. Цельесть тот желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации.

В зависимости от направленности на виды деятельности выделяют стратегические, тактические и оперативные цели. Стратегические цели – это цели, указывающие на специфические результаты деятельности, которые организация рассчитывает достичь, а также конкурентную пози-цию, которую она стремиться занять на рынках для своих продуктов. Долгосрочные цели точно определяют желаемые результаты и рыноч-ную позицию с учетом достигнутого уровня развития на текущий момент. Краткосрочные цели точно определяют ближайшие конкретные органи-зационные цели и конкурентную позицию, которую организация желает занять, учитывая долгосрочные цели.

Вся деятельность фирмы не может быть ориентирована на до-стижение одной цели. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет свои цели: положение на рынке; инно-вации; производительность; прибыльность; ресурсы; управленческие ас-пекты; персонал; социальная ответственность, понимаемая как обязан-ность бизнеса способствовать благосостоянию общества.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.

2. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их кор-ректировки в связи с непредвиденными изменениями внешней и внут-ренней среды.

3. Ориентация целей во времени.

4. Множественные цели предприятия должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими.

5. Цели должны быть достижимыми.

Цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений. Для достижения миссии организации необходимо дове-сти ее содержание до каждого уровня, каждого исполнителя, определить вклад каждого работника в стратегический успех предприятия в целом. Это можно сделать с помощью декомпозиции целей и задач, то есть построения «дерева целей», где устанавливаются конкретные, измери-мые задачи, которые лежат в основе конкретных видов работ.

«Дерево целей» – это наглядное графическое изображение под-чиненности и взаимосвязи целей, что демонстрирует разделение миссии или общей цели на подцели, задания и отдельные действия (рис. 4.1). Основная идея построения «дерева целей» – декомпозиция.

Декомпозиция – это метод раскрытия структуры системы, при котором по одному признаку ее разделяют на отдельные составляющие. Количество уровней декомпозиции зависит от сложности поставленных целей, организационной структуры, от иерархичности построения систе-мы управления.

 
 
 
Миссия

 
 


Ключевые цели по подсистемам организации

 
 
Цели маркетинг производство персонал … НИОКР

2.3.3
2.3.2
2.3.1
7.3
7.2
7.1
1 уровня

                       
 
1.1221 1111
 
1.2..2.2
 
2.1
 
2.2
 
2.3
 
2.4


Цели

2 уровня

Цели

3 уровня

Рис. 4.1. «Дерево целей» организации

Для построения «дерева целей» используется следующий систем-ный подход:

цель высшего уровня является ориентиром, основой для разра-ботки (декомпозиции) целей низшего уровня;

цели низшего уровня являются способами достижения цели выс-шего порядка и должны быть представлены так, чтобы их совокупность обусловливала достижение первоначальной цели.

Различают нормативные и фактические «деревья целей». Норма-тивное «дерево целей» имеет плановый характер, тогда как фактичес-кое «дерево целей» характеризует текущее состояние предприятия. Переход от фактического к нормативному «дереву целей» является задачей стратегического управления.

Зачастую между целями и возможностями роста предприятия существует определенный разрыв, который в стратегическом управле-нии называется стратегическим пробелом.

Стратегический пробел – это интервал между возможностями, обу-словленными существующими тенденциями роста предприятия, и жела-емыми ориентирами, необходимыми для решения неотложных проблем роста и укрепления предприятия в долгосрочной перспективе (рис. 4.2).

Стратегичес-

кие цели

Стратегический план

Разрыв

Возможности предприятия

В настоящее Через 3 года Через 5 лет

время

Рис. 4.2. Стратегический пробел предприятия

Стратегический пробел можно также охарактеризовать как поле стратегических решений, которые должно принять руководство предпри-ятия для разрешения выявленных проблем с целью приближения имею-щихся тенденций к желаемым.

Как правило, стратегический пробел заполняют введением новых продуктов (при условии сохранения выпускающихся) и насыщением новых рынков существующими и новыми товарами. Кроме того, возмо-жны другие направления заполнения стратегического пробела, которые предусматривают:

активный поиск инноваций разного типа для достижения необхо-димых параметров;

поиск новых возможностей роста;

определение сфер деятельности, где предприятие является конку-рентоспособным и разработку мер по повышению конкурентоспособно-сти всего предприятия;

перераспределение ресурсов из неперспективных направлений деятельности;

выбор «размаха разнообразия» по направлениям деятельности с целью достижения синергического эффекта.

По результатам комплексного анализа внешней и внутренней сре-ды цели предприятия могут быть скорректированы.

Анализ стратегических пробелов и определение основных путей их устранения является важным элементом разработки стратегии. Такой анализ включает следующие этапы:

1. Определение стратегических целей предприятия.

2. Выявление реальных возможностей предприятия в настоящее время и через определенные промежутки времени. Экономический ана-лиз возможностей эволюционного развития предприятия дает возмож-ность рассчитать нижнюю границу стратегического пробела.

3. Определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих стратегическим целям предприятия. Верхнюю границу стратегического пробела можно также построить путем установления па-раметров прибыльности (доходности), рассчитав их по принципу «от необходимого».

4. Установление разницы между показателями стратегического плана и реальными возможностями.

5. Разработка способов преодоления выявленных разрывов или корректировка (уменьшение) конкретных показателей.

Решение проблемы заполнения стратегического пробела обеспе-чивается разработкой обоснованного стратегического набора, что позво-ляет достичь намеченных стратегических целей и обеспечить эффектив-ную деятельность предприятия в долгосрочном периоде.




double arrow
Сейчас читают про: