Силы, действующие в зацеплении

Силы взаимодействия между зубьями принято определять в полюсе Pо зацепления (рисунок 7.7). Распределенную по контактным линиям нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fn, которая направлена по линии давления (зацепления) NN. Для расчета зубьев валов и опор силу раскладывают на составляющие силы – окружную Ft. и радиальную Fr.

Ft = Fn∙ cos a = 2 ∙ M2 / d2., (7.24)

Fr= Ft ∙ tg a, (25)

где М2 − вращающий момент на колесе,

a = 20° − угол зацепления.

Рисунок 7.7 – Силы в зацеплении

На ведомом валу (колесе) направление силы Ft совпадает с направление вращения, на ведущем – противоположно ему (рисунок 7.8).

В косозубых передачах кроме окружной и радиальной силы возникает еще и осевая составляющая сил Fа

Fа=Ft∙tgβ, (7.26)

Рисунок 7.8 – Схема сил в косозубой передаче

Во избежание большой осевой нагрузки на опоры вала применять углы наклона зубьев β >15° не рекомендуется. Оптимально 8°≤ β ≤ 15°.

Для устранения осевых сил применяют шевронные колеса (рисунок 7.9). Угол наклона зубьев β у шевронных колес колеблется в зависимости от межосевого расстояния aω в пределах 25-33°.

Рисунок 7.9 – Шевронные колеса

Расчет косозубых и шевронных передач на прочность производят по формулам, аналогичным формулам для прямозубых колес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: