При работе валы испытывают кручение и изгиб. Поэтому основными расчетными силовыми факторами являются крутящие и изгибающие моменты.
Проектный расчет валов производят на статическую прочность для ориентировочного определения диаметров, обычного выходного конца вала. Он определяется по расчетному крутящему моменту. Остальные диаметры назначают при разработке конструкции с учетом технологии изготовления и сборки. Изгибающие моменты находят после разработки конструкции вала.
Расчетный диаметр выходного конца вала получают из условия прочности , (9.1)
и условия жесткости
θ = φ / l = МК / G · Ip ≤ [θ], рад/м, (9.2)
где φ – угол закручивания ( крутильная жесткость) на длине вала l
φ = 1800 МК ∙l / G · Ip ∙π, град, (9.3)
- θ – угол закручивания в радианах на единицу длины вала.
- МК –крутящий момент, Н∙мм;
- τ, [ τ ] – расчетное и допускаемое касательное напряжение, Н/мм2;
- = = 0,2 d3 − полярный момент сопротивления мм3;
- Ір − полярный момент инерции, мм4;
- G = 8· 104 – модуль сдвига для стали, Н/мм2;
Из формул (1) и (2) следует, что
, и (9.4)
Полученное значение d округляется до стандартного значения. За расчетный принимается большее значение.
3. Подшипники скольжения: назначение, конструкция, материалы
Подшипники являются опорами для валов и осей. В зависимости от видов трения они делятся на:
- подшипники скольжения;
- подшипники качения;
Подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладыша и смазочных материалов (устройств).
Основным элементом подшипника является вкладыш. Он может быть подвижным, неподвижным, самоустанавливающимся, разъемным, неразъемным.
Неразъемные вкладыши применяют для жестких валов и осей с малой скоростью вращения. Их недостатком является отсутствие возможности компенсации износа рабочей поверхности отверстия путем сближения одной его части с другой.
Разъемные вкладыши состоят из корпуса, разрезного вкладыша крышки и болтов. Вкладыш неподвижен. Корпуса крышки подшипника обычно отливают из чугуна или делают сварными.
Вкладыш представляет собой втулку (из чугуна, бронзы, древесного пластика или другого антифрикционного материала), запрессованную в отверстие.
Вкладыши бывают:
- бронзовые – применяются при средних скоростях и больших нагрузках; - с баббитовой заливкой – в подшипниках при тяжелых и средних режимах работы (дизели, компрессоры и т.д.);
- чугунные – применяются в тихоходных механизмах;
- металлокерамические – применяются в тихоходных механизмах, трудно-доступных для смазки. Их получают прессованием с последующим спеканием порошков меди или железа с добавлением графита, олова и свинца. Они обладают большой пористостью и могут работать без масла после предварительной пропитки.
- вкладыш из неметаллических материалов – пластмассы, древесно-слоистые пластики, дерево, резина. Они хорошо прирабатываются, могут работать при смазывании водой. Применяют для гребных винтов, насосов, пищевых машин и т.п.
Для нормальной работы подшипников, трущиеся поверхности цапфы и вкладыша должны смазываться. Смазка может осуществляться под давлением или без давления.
В качестве смазочных материалов применяются жидкие или густые (консистентные мази).
Смазочным материалом кроме жидких и густых смазок могут быть также твердые: графит, слюда и газообразные: воздух, пары углеводородов – применяются в малонагруженных, но высокоскоростных механизмах.
Для смазки могут применяться: пресс-масленки, колпачковые масленки, фитильные масленки, смазывание кольцом, смазывание разбрызгиванием, циркуляционное смазывание.