Класс прочности и материалы резьбовых деталей
Случай
Случай
Основные случаи расчетов резьбовых соединений
Допускаемые напряжения и расчет болта
Расчет на прочность резьбового соединения обычно производят по одному критерию − прочности нарезанной части. При этом внутренний диаметр резьбы принимают равным
d1 = d – 0.94 p (10.8)
где d - наружный (номинальный) диаметр резьбы.
Таблица 10.1 – Параметры резьбы
Номинальный диаметр резьбы, d | Резьба с крупным шагом | Резьба с мелким шагом | ||
шаг резьбы р | средн. диаметр d2 | шаг резьбы р | средн. диаметр d2 | |
1,5 | 9,02 | 1,25 | 9,18 | |
1,75 | 10,86 | 1,25 | 11,18 | |
14,7 | 1,5 | 15,02 | ||
2,5 | 18,37 | 1,5 | 19,02 | |
22,05 | 22,7 |
Определив по формуле (7) и (8) внутренний и средний диаметр резьбы, по таблице 10.1 находим размер резьбы болта и ее шаг. Например, вычисленному среднему диаметру болта d2 = 14,7 мм соответствует болт с номинальным диаметром резьбы 16 мм и крупным шагом 2 мм т.е. М16 х 2.
Существует 6 случаев расчета резьбовых соединений, рассмотрим первые два из них.
Болт нагружен только внешней растягивающей силой (грузовой крюк подъемного крана). Гайка свободно навинчивается на стержень и фиксируется шплинтом (рисунок 10.7).
Рисунок 10.7 – Грузовой крюк
Внутренний диаметр d 1 резьбы болта, определяется из условия прочности на растяжение
, (10.9)
откуда , (10.10)
где F – растягивающая сила,
σТ допускаемое напряжение,
σТ - предел текучести (по таблице).
По значению d1 из таблицы выбирают шаг и резьбу.
Болт затянут силой F0, внешняя нагрузка отсутствует – болты для крепления крышек корпусов механизма. Здесь болт испытывает растяжение и кручение. Эти силы заменяют одной Fрасч
Fрасч =1,3 F0 , (10.11)
, (10.12)
откуда , (10.13)
где , (10.14)
σТ − предел текучести материала болта,
− коэффициент запаса прочности (по таблице).
В начале расчета ориентировочно задают диаметр резьбы и по таблице принимают . Если после расчета получается диаметр, который не лежит в принятом интервале, задаются другим диаметром и расчет повторяют. Для грузовых соединений диаметр болта принимают равным не менее 8 мм.
Стальные винты, болты и шпильки изготавливают 12 классов прочности, которые обозначают двумя числами 3.6, 4.6, 4.8, 5.6, 5.8, 6.6…14.9.
Первое число умноженное на 100 указывает минимальное значение предела прочности σв в МПа, а произведение чисел умноженные на 10 – значение предела текучести σТ (для класса 3.6 приблизительно 200, а для класса 4,6: 4 х 6 х 10 = 240) и т. д.
Таблица 10.2 – Класс и пределы прочности резьбовых деталей
Класс прочности | Предел прочности σв МПа | Предел текучести σT МПа | Марка стали | ||
min | max | болта | гайки | ||
3,6 | 340. 300 | Ст 3; 10 | Ст 3 | ||
4,6 | Ст 3 | ||||
5,6 | 30; 35 | ||||
6,6 | 35; 45; 401 |
Пример:
Определить диаметр резьбы болта скобы грузового крана по условию прочности, если F=17 кН класс прочности 5.6.
1. По таблице находим σТ =5· 6 ·10 = 300 МПа
σp = 0,6 ·300 = 180 МПа
2. Внутренний диаметр резьбы болта
Определяем наружный и средний диаметр резьбы
d = d1 / 0,8 = 10,96/0,8 = 13,70 мм
d2 = (d1 + d)/2 = (10,96 + 13,70)/2 = 12,33 мм
По таблице 3.1 принимаем номинальный диаметр резьбы больше чем 12 мм, т.е. d = 16 мм с шагом 2 мм. Тогда болт будет иметь обозначение М16х2.
Стандартные крепежные резьбовые детали общего назначения изготавливают из низко и среднеуглеродистых сталей Ст3; 10; 20; 35.
Легированные стали – 35х30хГСА применяются для ответственных винтов, болтов, гаек и шпилек.
Для защиты от коррозии детали оксидируют, омедняют, оцинковывают, хромируют и т. д.
Кроме стали, могут применяться неметаллические материалы (нейлоны, полиамиды и др.).
Шпоночные соединения состоят из вала, шпонки и ступицы колеса.
Шпонка служит для передачи вращательного момента между валом и ступицей. Она стандартизирована.
Шпонки бывают:
- ненапряженные,
- напряженные,
- призматические и сегментные,
- клиновые и тангенциальные.
Критерием работоспособности является расчет шпоночных соединений на прочность.
Призматические шпонки проверяют − по условию прочности на смятие
, (10.15)
или , (10.16)
где - Ft – окружная сила, равная
, (10.17)
- d – диаметр вала;
- Асм = (0,94h – t1) lp - площадь смятия;
- - рабочая длина шпонки;
- l и b –длина и ширина шпонки.
Сегментные шпонки проверяют:
- на смятие
, (10.18)
где d –диаметр вала;
(h-t) – рабочая глубина паза в ступице.
- на срез
, (10.19)
где l и b –длина и ширина шпонки.