Назначение и классификация муфт
План
Лекция № 11. Муфты
Контрольные вопросы
1. Из каких материалов изготавливают заклепки?
2. Как классифицируются заклепочные швы?
3. Какие расчеты выполняют для определения прочности заклепочных швов?
4. Какие виды сварки и типы швов используют в машиностроении?
5. Какие достоинства и недостатки имеют сварные соединения?
6. Как проверяются сварные швы на прочность и срез?
7. Какие типы резьб используются в машиностроении?
8. Какие средства применяют для стопорения резьбовых соединений?
9. Как определяют диаметр резьбы в болтовых соединениях?
10. В каких случаях применяется крупная та мелкая метрическая резьба?
11. Как рассчитывается класс и предел прочности резьбовых деталей?
1. Назначение и классификация муфт.
2. Глухие муфты.
3. Сцепные муфты и предохранительные муфты.
Муфтой называется – устройство для соединения концов валов или деталей, насаженных на них.
Муфты предназначены для передачи вращающего момента без изменения его значения и направления. Они делятся на постоянные, сцепные и предохранительные.
|
|
Постоянные муфты бывают:
- глухие – требующие строгой соосности валов;
- компенсирующие − допускающие перемещение и перекос валов. Они могут быть жесткими и упругими.
Сцепные муфты подразделяются на:
- фрикционные (сцепление за счет трения);
- кулачковые.
Предохранительные муфты делятся на:
- пружинно-кулачковые;
- фрикционные;
- муфты с разрушающимся элементом.
Глухие муфты соединяют валы в одну жесткую линию в тихоходных приводах.
Они делятся на жесткие, компенсирующие и упругие.
К жестким относятся втулочные и фланцевые муфты.
Втулочная муфта представляет собой втулку, насаженную на концы валов и закрепленную шпонкой (рисунок 11.1). Применяется для передачи небольших вращающих моментов.
Рисунок 11.1 – Втулочная муфта
Достоинства: малые габариты, низкая стоимость.
Недостатки: неудобный монтаж.
Шпоночное соединение проверяют на прочность (срез и смятие).
Фланцевая муфта – состоит из двух полумуфт с фланцами, стянутыми болтами, половина которых устанавливается с зазором, другая без зазоров (рисунок11.2).
Рисунок 11.2 – Фланцевая муфта
Они просты, надежны, передают большие моменты. На прочность проверяют резьбовые соединения (болты).
Продольно-разъемная глухая муфта состоит из двух половин, соединенных болтами (рисунок 11.3).
Рисунок 11.3 – Продольно-разъемная глухая муфта
Для создания давления между поверхностью вала и муфтой имеется небольшой зазор. Давление, создаваемое при затягивании болтов, вызывает на поверхности вала силы трения.
|
|
К компенсирующим муфтам относятся:
- кулачковая;
- крестово-дисковая;
- крестово-шарнирная;
- зубчатая.
Кулачковая муфта компенсирует только осевое смещение (рисунок 11.4).
Рисунок 11.4 – Кулачковая муфта
Для компенсации параллельного смещения применяют крестово-дисковая муфта. Она состоит из двух полумуфт и промежуточного диска (рисунок 11.5).
Рисунок 11.5 – Крестово-дисковая муфта
К жестким компенсирующим муфтам относятся и крестово-шарнирная муфта (шарнир Гука – применяется в автомобилестроении, приборостроении и других отраслях – рисунок 11.6)
Рисунок 11.6 – Шарнир Гука
Кроме того, широкое распространение получили зубчатые муфты.
Зубчатая муфта стандартизирована. Она состоит из двух обойм с внутренними зубьями эвольвентного профиля, которые зацепляются с зубьями втулок, насаживаемых на концы валов.
Упругие муфты смягчают толчки и удары, допускают сравнительно большие смещение осей соединяемых валов.
Основными характеристиками упругих муфт является:
- жесткость,
- податливость,
- демпфирующая способность, т.е. способность превращать в теплоту энергию при деформации упругих элементов муфты.
Упругие муфты изготавливаются:
- с неметаллическими упругими элементами (обычно резиновыми);
- с металлическими упругими элементами (стальные пружины, пружинные стержни, пакеты пластин).
Наиболее проста и распространена втулочно-пальцевая муфта (рисунок 11.7).
Она состоит из двух полумуфт, в одной из которых помещаются пальцы с втулками. Втулки могут быть резиновыми, кожаными или из пружины.
Рисунок 11.7 – Втулочно-пальцевая муфта
Упругая муфта со звездочкой – состоит из двух полумуфт с торцевыми кулачками и резиновой звездочкой. Применяется для быстроходных валов.
Допускает смещение валов: радиально Δ, углом