Работа подшипников скольжения сопровождается абразивным изнашиванием вкладышей и цапф, заеданием и усталостным выкрашиванием.
Критерием работоспособности подшипников является:
- износостойкость;
- сопротивление изнашиванию и заеданию при перегреве.
Оценку износостойкости проводят по среднему давлению р, которое гарантирует невыдавливаемость смазки и удельной работе p·V, определяющей тепловой режим (нагрев) и отсутствие заедания подшипника.
- проверочный расчет среднего давления выполняется по условию
, Мпа, (9.4)
где Rr – радиальная нагрузка на подшипники;
А=d·l – площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость;
d и l – диаметр и длина шипа (шейки). Для большинства подшипников .
- расчет на нагрев выполняется по условию
, (9.5)
где - окружная скорость вращения поверхности цапфы.
и - допускаемые значения среднего давления и удельной работы, которые зависят от материала трущихся поверхностей:
- сталь по бронзе , Мпа, = 4…6, МН· м/м2с.
- сталь закаленная , Мпа, = 8…12, МН· м/м2с.
|
|
- сталь по чугуну [р]= 2…4, Мпа, = 1…3, МН· м/м2с.
5. Подшипники качения: классификация, маркировка и расчет
Подшипники качения – это стандартные изделия, которые изготавливаются в массовом производстве на специализированных заводах.
Достоинства:
1. Малые потери на трение (КПД − 99%).
2. Высокая степень взаимозаменяемости.
3. Малый расход смазочного материала.
4. Не требуют особого ухода.
Недостатки:
1. Высокая чувствительность к ударным нагрузкам.
2. Малонадежный в высокоскоростных приводах (нагрев, разрушение сепаратора).
3. Большие радиальные размеры.
4. Шум при больших скоростях.
Подшипники качения состоят из двух колец, (наружного и внутреннего), тел качения – шариков или роликов, сепаратора, удерживающего тело качения на постоянном расстоянии друг от друга.
а) классификация подшипников качения
Подшипники классифицируются и обозначаются цифрами:
1. По форме тел качения (тип подшипника):
- шариковые (0, 1, 6, 8);
- роликовые (с короткими цилиндрическими роликами - 2, с длинными цилиндрическими роликами - 3, с витыми - 4, с игольчатыми - 5, с коническими - 6, со сферическими - 7).
2. По направлению воспринимаемой нагрузки:
- радиальные (0, 1, 2, 3, 4, 5);
- радиально-упорные (6);
- упорные или упорно-радиальные шариковые (8);
- упорные или упорно-радиальные роликовые (9);
3. По числу рядов тел качения:
- однорядные;
- многорядные.
4. По способности самоустанавливаться:
- не самоустанавливающиеся;
- самоустанавливающиеся.
5. По габаритным размерам подшипники делятся на серии:
- особо легкие - 1. Д<70 мм (диаметр внешнего кольца);
- легкая - 2. Д=72 – 85 мм;
- средняя - 3. Д=80 – 100 мм;
|
|
- тяжелая - 4. Д=100 – 120 мм.
В зависимости от ширины серии делятся на: особо узкие - 0, узкие - 1, нормальные - 2, широкие - 3 и особо широкие - 4.
б) маркировка подшипников качения:
На торец колец подшипника наносят буквы и цифры, обозначающие: внутренний диаметр, серию, тип, конструктивные разновидности, класс точности.
Пример. Подшипник 7309
- две последние цифры, умноженные на 5 – диаметр внутреннего кольца подшипника (d = 09х5 = 45 мм).
- третья справа – серия (1 − особо легкая, 2 − легкая, 3 – средняя, и 4 − тяжелая.)
- четвертая справа – тип подшипника (по табл.) 7 – роликовый конический. 0 – шариковый радиальный. 9 – роликовый упорный.
- пятая или пятая и шестая справа – отклонение от конструкции, в нашем случае цифры нет – т.е. он основной конструкции. (67309 здесь цифра 6 обозначает подшипник с бортом).
- седьмая цифра – серия ширины
- цифры 0, 6, 5, 4, 2, стоящие через тире перед цифрами указывают класс точности. Самый высокий класс – 2 – стоит в 10 раз дороже 0 – го класса.
211 –подшипник шариковый радиальный, d=55 мм, легкой серии 2.
6 – 405 – шариковый радиальный, d=25 мм, тяжелой серии 4,
6 - го класса точности.
4–2208 – роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, d=40 мм, легкой серии, 4-го класса точности.
Шарики, ролики и кольца изготавливают из высокопрочных шарико-подшипниковых хромистых сталей Шх15 с термообработкой с последующими шлифованиями и полировкой.
Твердость НRC 61…66.
Сепараторы изготавливают из мягкой листовой стали.
Виды разрушений подшипников:
- усталостное выкрашивание рабочих поверхностей (сопровождается стуком и вибрацией);
- пластические деформации (вмятины на кольцах);
- задиры рабочей поверхности (недостаток смазки);
- абразивный износ (попадание пыли);
- разрушение сепараторов;
- раскалывание колец (перекосы, большие динамичные нагрузки).
в) расчет подшипников качения;
Основным критерием работоспособности подшипников качения является:
- долговечность по усталостному выкрашиванию;
- статическая грузоподъемность по пластическим деформациям.
На долговечность рассчитывают подшипники, вращающиеся с угловой скоростью рад/с.
Подшипники не конструируют, а подбирают по таблицам каталогов при проектировании машин. Начинают с самых простых и дешевых:
- при малых нагрузках применяют однорядные шариковые подшипники легкой серии;
- при больших нагрузках и малых угловых скоростях применяют подшипники тяжелой серии;
- при ударных нагрузках – 2-х рядные роликовые подшипники и т.д.
Расчет на долговечность – основан на динамической грузоподъемности Сr,, которую может выдержать подшипник за 106 оборотов.
, (9.6)
откуда , (9.7)
где RE – эквивалентная нагрузка для радиальных и упорных подшипников;
, (9.8)
- для упорных
, (9.9)
p – показатель степени – для шариковых p =3;
- для роликовых p =3.33;
Ln – требуемая долговечность (ресурс) Ln =3000…30000;
X,Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок указываются в каталоге;
Rr – радиальная нагрузка на подшипник;
Ra – осевая нагрузка подшипника;
V – коэффициент вращения – при вращении внутреннего кольца V =1, наружного кольца − V =1,2;
− коэффициент безопасности (табл.);
− температурный коэффициент (табл.).
При расчете радиально-упорных подшипников необходимо учитывать осевые составляющие реакции подшипников.
- для шариковых радиально-упорных
(9.10)
- для конических роликовых
, (9.11)
где - коэффициент осевого нагружения.
Если < заданной, надо выбрать другой типоразмер подшипника или изменить схему его установки и повторить расчет.
Расчет подшипников на статическую грузоподъемность выполняется при угловой скорости ω < 0.1 рад/с по условию
, (9.12)
где − статическая грузоподъемность (указывается в каталоге);
− эквивалентная статическая нагрузка.
|
|
Для радиальных и радиально-упорных подшипников
, (9.13)
где и − радиальная и осевая нагрузка подшипников,
и − коэффициенты радиально осевой нагрузки (в каталоге) для шариковых радиальных одно- и двухрядных ХО = 0,6, .