Высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников

НПА

НПА

В соответствии с п.1 ст.46 ГК, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

НПА

В соответствии с п.1 ст.46 ГК, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

НПА

В соответствии с п.1 ст.46 ГК, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

НПА

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структурных подразделений.

Для лиц, работающих в негосударственном секторе таких запретов нет.

В соответствии со ст.11 Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства (иностранцы), постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Для занятия предпринимательской деятельностью иностранцам, временно проживающим на территории РБ необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственной деятельности выступают коммерческие юридическое лица.

Некоммерческие юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям.

Согласно ст. 174 ГК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или компетентного государственного органа, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

Виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное);

- хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственное и частное);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды некоммерческих организаций:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- республиканские государственно-общественные объединения;

- объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).

3. Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей наносит вред заинтересованному лицу. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, то есть, обязанность лица, совершившего правонарушение претерпевать неблагоприятные последствия.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющего для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия: уплаты неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда.

Следует отметить особенность, установленную ГК применительно к ответственности субъектов предпринимательства. По общему правилу: «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)» (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). А вот лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). То есть субъект предпринимательства, по общему правилу, привлекается к гражданско-правовой ответственности без вины.

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с КоАП и другими НПА в этой отрасли. В частности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут привлекаться к экономической ответственности, то есть уплачивать определенные денежные суммы в бюджет в случаях и порядке, установленном Президентом РБ.

В числе оснований для привлечения к административной ответственности: нарушение установленного порядка формирования цен; создание условий, препятствующих проведению проверок (ревизий); нарушение установленного порядка проведения валютных операций и другие.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. В предпринимательстве преступления имеют определенный характер, что связано со спецификой такой деятельности. Например, это:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

- лжепредпринимательство;

- ложное банкротство.

Такие преступления носят явно выраженный экономический характер, то есть наносят значительный ущерб экономическим интересам государства, других субъектов предпринимательства или физических лиц.

4. Право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Объектом защиты являются любые, не запрещенные законом права и интересы субъектов хозяйствования, а право на защиту возникает в момент нарушения этих прав и интересов.

2 основные формы защиты в хозяйственном праве: юрисдикционная и неюрисдикционная.

К юрисдикционной форме относятся те способы защиты, реализация которых возможна при обращении в уполномоченные органы – суды и вышестоящие организации.

Наиболее распространенная защита в рамках юрисдикционной защиты яваляется защита в судебном порядке: заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Защиту осуществляют суды общей компетенции и хозяйственные суды.

Основным средством судебной защиты является иск, а в установленных случаях заявление или жалоба.

В гражданском кодексе также предусмотрена защита гражданских прав в административном порядке: обращение к вышестоящему органу или должностному лицу. Такой порядок может применяться только в установленных законодательством случаях, с возможностью дальнейшего обжалования решения в суд.

Может применяться и смешанный порядок защиты, т.е. административно-судебный, т.е. когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. В данном случае установлен обязательный досудебный порядок. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований органам инспекции по налогам и сборам.

Еще одной возможностью досудебного урегулирования является предъявление претензий. В установленных случаях предъявление претензий обязательно до суда. Например, обязательное предъявление претензий перевозчику до суда по спорам, вытекающим из перевозки грузов.

При неюрисдикционной форме защита гражданских прав осуществляетсябез обращения к уполномоченным органам самостоятельно.

К таким мерам относятся меры оперативного воздействия: отказ от принятия продукции, поставленной с просрочкой, отказ от оплаты вещи и т.д.

5. Способы – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав и защиту охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования.

В числе способов защиты гражданских прав:

1. Признание права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу такого нарушения.

4. Признание оспоримой сделки недействительной (и применение последствий ее недействительности), установление факта ничтожности сделки (и применение последствий ее недействительности).

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

6. Самозащита права.

7. Присуждение к исполнению обязанности в натуре.

8. Возмещение убытков.

9. Взыскание неустойки.

10. Компенсация морального вреда.

11. Прекращение или изменение правоотношения.

12. Неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления.

13. Иные способы, предусмотренные законодательством.

Выбор способа защиты зависит от характера нарушения и от последствий такого нарушения.

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структурных подразделений.

Для лиц, работающих в негосударственном секторе таких запретов нет.

В соответствии со ст.11 Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства (иностранцы), постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Для занятия предпринимательской деятельностью иностранцам, временно проживающим на территории РБ необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственной деятельности выступают коммерческие юридическое лица.

Некоммерческие юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям.

Согласно ст. 174 ГК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или компетентного государственного органа, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

Виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное);

- хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственное и частное);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды некоммерческих организаций:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- республиканские государственно-общественные объединения;

- объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).

3. Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей наносит вред заинтересованному лицу. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, то есть, обязанность лица, совершившего правонарушение претерпевать неблагоприятные последствия.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющего для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия: уплаты неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда.

Следует отметить особенность, установленную ГК применительно к ответственности субъектов предпринимательства. По общему правилу: «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)» (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). А вот лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). То есть субъект предпринимательства, по общему правилу, привлекается к гражданско-правовой ответственности без вины.

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с КоАП и другими НПА в этой отрасли. В частности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут привлекаться к экономической ответственности, то есть уплачивать определенные денежные суммы в бюджет в случаях и порядке, установленном Президентом РБ.

В числе оснований для привлечения к административной ответственности: нарушение установленного порядка формирования цен; создание условий, препятствующих проведению проверок (ревизий); нарушение установленного порядка проведения валютных операций и другие.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. В предпринимательстве преступления имеют определенный характер, что связано со спецификой такой деятельности. Например, это:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

- лжепредпринимательство;

- ложное банкротство.

Такие преступления носят явно выраженный экономический характер, то есть наносят значительный ущерб экономическим интересам государства, других субъектов предпринимательства или физических лиц.

4. Право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Объектом защиты являются любые, не запрещенные законом права и интересы субъектов хозяйствования, а право на защиту возникает в момент нарушения этих прав и интересов.

2 основные формы защиты в хозяйственном праве: юрисдикционная и неюрисдикционная.

К юрисдикционной форме относятся те способы защиты, реализация которых возможна при обращении в уполномоченные органы – суды и вышестоящие организации.

Наиболее распространенная защита в рамках юрисдикционной защиты яваляется защита в судебном порядке: заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Защиту осуществляют суды общей компетенции и хозяйственные суды.

Основным средством судебной защиты является иск, а в установленных случаях заявление или жалоба.

В гражданском кодексе также предусмотрена защита гражданских прав в административном порядке: обращение к вышестоящему органу или должностному лицу. Такой порядок может применяться только в установленных законодательством случаях, с возможностью дальнейшего обжалования решения в суд.

Может применяться и смешанный порядок защиты, т.е. административно-судебный, т.е. когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. В данном случае установлен обязательный досудебный порядок. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований органам инспекции по налогам и сборам.

Еще одной возможностью досудебного урегулирования является предъявление претензий. В установленных случаях предъявление претензий обязательно до суда. Например, обязательное предъявление претензий перевозчику до суда по спорам, вытекающим из перевозки грузов.

При неюрисдикционной форме защита гражданских прав осуществляетсябез обращения к уполномоченным органам самостоятельно.

К таким мерам относятся меры оперативного воздействия: отказ от принятия продукции, поставленной с просрочкой, отказ от оплаты вещи и т.д.

5. Способы – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав и защиту охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования.

В числе способов защиты гражданских прав:

1. Признание права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу такого нарушения.

4. Признание оспоримой сделки недействительной (и применение последствий ее недействительности), установление факта ничтожности сделки (и применение последствий ее недействительности).

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

6. Самозащита права.

7. Присуждение к исполнению обязанности в натуре.

8. Возмещение убытков.

9. Взыскание неустойки.

10. Компенсация морального вреда.

11. Прекращение или изменение правоотношения.

12. Неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления.

13. Иные способы, предусмотренные законодательством.

Выбор способа защиты зависит от характера нарушения и от последствий такого нарушения.

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 1. Понятие и особенности правового статуса субъектов хозяйственной деятельности.

1. Физические лица как субъекты предпринимательства.

2. Юридические лица как субъекты предпринимательства.

3. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

4. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

5. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Закон РБ от 04.01.2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

1. В соответствии с ч. 2 п.1 ст. 1 ГК РБ предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

Под физическими лицами понимаются граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в случаях:

- если ему исполнилось 16 лет с разрешения родителей, усыновителя или попечителя;

- если в отношении него вынесено решение об эмансипации;

- если он вступил в брак (не ранее 15 лет).

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью:

- должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления;

- ………органах внутренних дел и государственной безопасности;

- ………прокуратуре и судах;

- военнослужащим;

- руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений, организаций, руководителям их структурных подразделений.

Для лиц, работающих в негосударственном секторе таких запретов нет.

В соответствии со ст.11 Закона РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства (иностранцы), постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Для занятия предпринимательской деятельностью иностранцам, временно проживающим на территории РБ необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Таким образом, в качестве субъектов хозяйственной деятельности выступают коммерческие юридическое лица.

Некоммерческие юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям.

Согласно ст. 174 ГК, сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности либо юридическим лицом, не имеющим специального разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или компетентного государственного органа, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности.

Виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества (полное и коммандитное);

- хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

- производственные кооперативы;

- унитарные предприятия (государственное и частное);

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Виды некоммерческих организаций:

- потребительские кооперативы;

- общественные организации;

- религиозные организации;

- фонды;

- учреждения;

- республиканские государственно-общественные объединения;

- объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы).

3. Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей наносит вред заинтересованному лицу. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, то есть, обязанность лица, совершившего правонарушение претерпевать неблагоприятные последствия.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющего для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия: уплаты неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда.

Следует отметить особенность, установленную ГК применительно к ответственности субъектов предпринимательства. По общему правилу: «лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)» (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). А вот лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ч. 1 п. 1 ст. 372 ГК). То есть субъект предпринимательства, по общему правилу, привлекается к гражданско-правовой ответственности без вины.

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с КоАП и другими НПА в этой отрасли. В частности юридические лица и индивидуальные предприниматели могут привлекаться к экономической ответственности, то есть уплачивать определенные денежные суммы в бюджет в случаях и порядке, установленном Президентом РБ.

В числе оснований для привлечения к административной ответственности: нарушение установленного порядка формирования цен; создание условий, препятствующих проведению проверок (ревизий); нарушение установленного порядка проведения валютных операций и другие.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом. В предпринимательстве преступления имеют определенный характер, что связано со спецификой такой деятельности. Например, это:

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

- лжепредпринимательство;

- ложное банкротство.

Такие преступления носят явно выраженный экономический характер, то есть наносят значительный ущерб экономическим интересам государства, других субъектов предпринимательства или физических лиц.

4. Право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Объектом защиты являются любые, не запрещенные законом права и интересы субъектов хозяйствования, а право на защиту возникает в момент нарушения этих прав и интересов.

2 основные формы защиты в хозяйственном праве: юрисдикционная и неюрисдикционная.

К юрисдикционной форме относятся те способы защиты, реализация которых возможна при обращении в уполномоченные органы – суды и вышестоящие организации.

Наиболее распространенная защита в рамках юрисдикционной защиты яваляется защита в судебном порядке: заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.

Защиту осуществляют суды общей компетенции и хозяйственные суды.

Основным средством судебной защиты является иск, а в установленных случаях заявление или жалоба.

В гражданском кодексе также предусмотрена защита гражданских прав в административном порядке: обращение к вышестоящему органу или должностному лицу. Такой порядок может применяться только в установленных законодательством случаях, с возможностью дальнейшего обжалования решения в суд.

Может применяться и смешанный порядок защиты, т.е. административно-судебный, т.е. когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. В данном случае установлен обязательный досудебный порядок. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований органам инспекции по налогам и сборам.

Еще одной возможностью досудебного урегулирования является предъявление претензий. В установленных случаях предъявление претензий обязательно до суда. Например, обязательное предъявление претензий перевозчику до суда по спорам, вытекающим из перевозки грузов.

При неюрисдикционной форме защита гражданских прав осуществляетсябез обращения к уполномоченным органам самостоятельно.

К таким мерам относятся меры оперативного воздействия: отказ от принятия продукции, поставленной с просрочкой, отказ от оплаты вещи и т.д.

5. Способы – предусмотренные законом меры принуждения, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав и защиту охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования.

В числе способов защиты гражданских прав:

1. Признание права.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

3. Пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу такого нарушения.

4. Признание оспоримой сделки недействительной (и применение последствий ее недействительности), установление факта ничтожности сделки (и применение последствий ее недействительности).

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

6. Самозащита права.

7. Присуждение к исполнению обязанности в натуре.

8. Возмещение убытков.

9. Взыскание неустойки.

10. Компенсация морального вреда.

11. Прекращение или изменение правоотношения.

12. Неприменение судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления или самоуправления.

13. Иные способы, предусмотренные законодательством.

Выбор способа защиты зависит от характера нарушения и от последствий такого нарушения.

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 2. Порядок создания субъектов хозяйственной деятельности.

1. Способы и стадии создания коммерческих организаций.

2. Особенности некоторых стадий создания.

3. Государственная регистрация коммерческих организаций.

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.

1. В науке хозяйственного права выделяют три способа создания (образования) юридических лиц.

1. Распорядительный способ характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий, когда в зависимости от компетенции государственного органа создается республиканское или коммунальное предприятие.

2. Разрешительный способ предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности для создания объединения организаций требуется разрешения антимонопольного органа; для создания предприятий с иностранными инвестициями - в определенных случаях разрешение Президента или Правительства РБ.

3. Явочно-нормативный способ не требует согласия, разрешения каких-либо третьих лиц, в том числе государственных органов. Регистрирующий орган только проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации.

В соответствии с п. 2 ст. 47 ГК РБ, юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации.

Перед тем, как обратиться за государственной регистрацией, учредителям необходимо осуществить определенные действия, то есть пройти определенные стадии (п. 12 Положения о государственной регистрации).

1. Согласовать с регистрирующим органом наименование организации.

2. Определить место размещения организации.

3. Принять решение о создании организации и подготовить ее учредительный документ.

4. Сформировать уставный фонд.

5. Обратиться за государственной регистраций, которая и является последней стадией.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком, Министерством финансов, Министерством юстиции, администрациями свободных экономических зон, облисполкомами и Минским горисполкомом (п. 9 Положения о государственной регистрации).

Выбор регистрирующего органа определяется рядом условий: сферой деятельности (банковская деятельность, страхование), местом расположения субъекта хозяйствования и др. Наибольший удельный объем работы по регистрации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам.

2. Каждая из проходимых стадий при образовании организации имеет определенные цели.

Согласование наименования организации необходимо для того, чтобы были соблюдены требования законодательства:

- указана организационно-правовая форма (п.1 ст. 50 ГК РБ);

- в установленных случаях должно содержаться указания на характер деятельности (п.1 ст. 50 ГК РБ);

- при наличии фирменного наименования оно не должно повторять наименования зарегистрированных организаций;

- включение в наименование указаний на полное или сокращенное название Республики Беларусь, слов «национальный» и «белорусский», допускаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь ч.2 п.1 ст. 50 ГК РБ).;

- соблюдены иные требования к наименованию юридического лица конкретной организационно-правовой формы. Например, фирменное наименование полного товарищества должно содержать слова «полное товарищество», а также наименования всех его участников либо наименование одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» (п.3 ст. 66 ГК РБ).

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК РБ).

Принятие решения о создании, как правило, облекается в письменную форму, но может быть и в устной форме, так как для регистрации такой документ не требуется. Также, должен быть разработан устав (учредительный договор): для регистрации необходимо предоставить два экземпляра учредительного документа и его электронную копию (п. 13 Положения о государственной регистрации).

Уставный фонд организации – совокупность вкладов в денежном выражении участников в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (п.1 ст. 47 прим. 1 ГК РБ).

3. Для государственной регистрации, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- устав (учредительный договор) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования и его электронная копия;

- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что:

- сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, достоверны;

- представленные учредительные документы, соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;

- порядок создания юридического лица соблюден;

- гражданин – собственник имущества (учредитель) организации:

- не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (раздел VIII УК РБ);

- не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

а также:

- в отношении такого гражданина не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество;

- для такого гражданина законодательством не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией.

В день подачи указанных документов уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на учредительном документе штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр этого документа, вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования и передает сведения в Министерство юстиции.

Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ и ИП.

Свидетельство о государственной регистрации образца, установленного Советом Министров Республики Беларусь, выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации выдает субъекту документы, подтверждающие регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии (БРУСП) «Белгосстрах», а также постановку на учет в:

- налоговых органах;

- органах государственной статистики;

- органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (п. 24 Положения о государственной регистрации),

Неосуществление регистрации по основаниям, не установленным законодательством не допускается. Такие действия (бездействия) могут быть обжалованы в хозяйственном суде.

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 3. Организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные общества.

1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью как разновидности хозяйственных обществ.

2. Понятие и правовой статус акционерного общества.

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Закон РБ от декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 г. №103-З.

1. Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации, с разделенными на доли уставным фондом, создаваемые двумя или более лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности. В числе учредителей могут быть юридические и физические лица. Действующее законодательство предусматривает создание трех видов хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерное общество (АО).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров, а участники этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь одного участника и более 50 участников (ст. 91 Закона о хозяйственных обществах).

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров, а участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательством. К ОДО применяются правила ГК об ООО, если иное не предусмотрено законодательством.

Учредительный документ:

Учредительным документом общества является устав, утвержденный его учредителями.

Правовое положение участников:

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом произвести отчуждение своей доли в уставном фонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу (а также третьим лицам, если это не запрещено законодательством или уставом общества). Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников.

Управление деятельностью:

К исключительной компетенции общего собрания:

1) изменение устава общества, размера его уставного фонда;

2) образование исполнительных органов общества и прекращение их полномочий, избрание ревизионной комиссии, прекращение их полномочий ее членов;

3) утверждение годовых отчетов и распределение прибыли и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

В обществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию.

В обществе по решению его учредителей (участников) в соответствии с уставом может создаваться совет директоров (наблюдательный совет) (ч.3 п.1 ст. 90 ГК РБ).

Распределение прибыли и убытков относится к исключительной компетенции общего собрания учредителей общества.

Ответственность по долгам:

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательством.

2. Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость, а участники общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти (ч.5 ст.66Закона о хозяйственных обществах).В АО такого ограничения не существует.

Учредительный документ:

Учредительным документом общества является устав, утвержденный его учредителями (п. 3 ст. 8 ГК РБ).

Правовое положение участников:

Определяется в зависимости от того, какая форма общества – АО или ЗАО (см. определение).

Свидетельством вклада в уставный фонд является акция - бессрочная ценная бумага, удостоверяющей права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами.

Выход участника из акционеров общества связан с отчуждением всех акций.

Управление деятельностью:

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров, к исключительной компетенции которого относятся:

1) изменение устава и уставного фонда общества;

2) избрание членов совета директоров, ревизионной комиссии общества, прекращение их полномочий;

3) утверждение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) должен быть создан в обществе с числом акционеров более 50 (пятидесяти), в остальных случаях может быть создан по решению общего собрания акционеров.

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.

Ответственность по долгам:

Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью этого общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.

Занятие 4. Организационно-правовые формы юридических лиц: полное и коммандитное товарищество, производственный кооператив, унитарное предприятие.

1. Организационно-правовые формы юридических лиц: полное и коммандитное товарищество.

2. Производственный кооператив как субъект хозяйственной деятельности.

3. Организационно-правовая форма юридического лица в виде унитарного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: