Понятие, задачи и цели государственного регулирования хозяйственной деятельности

НПА

1. Гражданский кодекс РБ.

2. Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в случае реорганизации или ликвидации (в том числе через процедуру банкротства).

Индивидуальный предприниматель перестает существовать как субъект хозяйствования после осуществления процедуры прекращения деятельности и.п. (то же, что и ликвидация юридического лица), в том числе через процедуру банкротства. Основания для прекращения деятельности и.п. подобные основаниям для ликвидации юридических лиц.

1. В процессе осуществления предпринимательской деятельности возникает необходимость разделения или выделения капитала. Правовой формой закрепления данных мероприятий является реорганизация – прекращение деятельности коммерческой организации (кроме случаев выделения) с переходом прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам предпринимательской деятельности.

Реорганизация юридического лица возможна в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В юридической литературе преобладающим является мнение о том, что вследствие реорганизации юридическое лицо прекращает свою деятельность. В.Ф.Чигир считает, что сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.

При слиянии двух или более юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, что означает изменение организационно-правовой формы, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами либо по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

В зависимости от формы реорганизации в ходе ее проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование).

Обеспечению интересов кредиторов служит норма ГК, устанавливающая обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации, письменно уведомить кредиторов реорганизуемой организации. Кредиторы вправе требовать исполнения обязательств до момента реорганизации, а в установленных законом случаях и после реорганизации.

Моментом, когда юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением присоединения) является внесение записи в ЕРЮЛ и ИП. При реорганизации в форме присоединения организация считается реорганизованной с момента внесения записи в ЕРЮЛ и ИП о прекращении деятельности присоединяемой организации.

2. В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация производится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Некоторые из оснований, при наличии которых может приниматься решение о добровольной ликвидации:

- истечение срока, на который создано юридическое лицо;

- достижение цели, ради которой оно создано;

- признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Основания принудительной ликвидации:

-непринятие решения о ликвидации в соответствии с обстоятельствами для добровольной ликвидации;

-осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),!либо деятельности, запрещенной законодательством,!либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Процесс ликвидации состоит из следующих стадий:

1. Сообщение регистрирующему органу о принятом решении (если решение было принято добровольно) с приложением необходимых документов. В другом случае – принятие решения о ликвидации.

2. Назначение ликвидационной комиссии.

3. Помещение в газете “Республика” сообщения о ликвидации организации, в котором указываются порядок и сроки заявления кредиторами требований.

4. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица.

5. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

6. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица.

7. Выплата денежных сумм кредиторам.

8. Составление ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ч.5 ст.13 Конституции «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

На третьем Всебелорусском народном собрании девизом нынешнего пятилетия провозглашено построение государства для народа.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности - целенаправленная деятельность компетентных государственных органов. Которые, используя установленные формы и методы, обеспечивают решение экономических и социальных задач государства.

Главной целью государственного регулирования являются:

Достижение благосостояния белорусского народа

Главными задачами государственного регулирования являются:

-защита экономического правопорядка в стране;

-контроль за соблюдением законодательства в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

-распределение и перераспределение доходов между регионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

-стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: