double arrow

Менеджеры исследовательского типа

Исследование – это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, от­ветственность, мотивация, нормативы).

В деятельности менеджера исследования означают научность уп­равления и искусство, понимание которого немыслимо без творче­ства, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Самостоятельность тоже может проявляться по-­разному – в ис­полнении, целенаправленном развитии, проявлении инициативы; бывает самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самостоятельность поиска.

Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер».

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуаль­ности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется осо­бенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляет­ся. Современное управление испытывает потребность в исследовани­ях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситу­аций, решении проблем, разработке управленческих решений.

Можно выделить следующие черты менеджера исследовательско­го типа:

1) проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет;

2) умение превентивно (т. е. когда они еще зарождаются) формули­ровать проблемы;

3) системное и панорамное восприятие действительности, процес­сов функционирования и развития управляемого объекта;

4) антиномичность – умение воспринимать, понимать и использо­вать точки зрения, отличные от собственных или даже противопо­ложные им;

5) экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;

6) развитая психологическая саморегуляция, определяющая от­ношение к проблемам и их оценку;

7) способность к имитации функций различных членов коллекти­ва;

8) психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей. Компенсатором проницательности является пси­ходиагностика;

9) инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, тради­ционного;

10) аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или админис­тративного принуждения;

11) способность быстро перестраиваться психологически при изме­нении условий деятельности или переходе к решению принципиаль­но новых задач;

12) умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

13) способность к латентному (скрытому) руководству, предполага­ющему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за со­ветом и помощью.

Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупности.

Именно это и характеризует особенность менеджера исследовательс­кого типа.

Сам процесс написания и исследования ситуации способствует формированию менеджера исследовательского типа. Так сбор инфор­мации из различных источников позволяет глубже видеть пробле­мы, раньше других осознавать сложность и многообразие взаимоот­ношений людей в организациях; изложение ситуации в письменном виде способствует системному восприятию действительности, пони­манию различных точек зрения; анализ ситуации развивает иссле­довательские навыки, формирует интерес к управленческой деятель­ности, мотивирует развитие карьеры, формулирование выводов и ре­комендаций развивает аналитические способности, умение обобщать и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: