Лекция № 1. Роль исследования в развитии управления

МОДУЛЬ 1. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Исследование: понятие, классификация, объект исследования

1.2 Постановка проблемы исследования

1.3 Исследование, как основная функция управления

1.4 Менеджеры исследовательского типа

1.5 Система управления

1.1 Исследование: понятие, классификация, объект исследования

Исследование – это вид деятельности, состоящий в распознава­нии проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявле­нии их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.

Например, научная деятельность предусматривает максимальный объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены для определения закономерностей поведения объекта исследования, получения новых знаний. Техническая же деятельность, требующая автоматизма и исполнительности, требует минимального количества исследований.

Управление, главным содержанием которого является принятие nрешений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль и доля исследований возрастает.

Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить про­блему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение.

Для современного управления исследование – важная характерис­тика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Исследования должны быть необходимым элементом процесса управления, но могут осуществляться группой консультантов уп­равления и как специализированная деятельность. Это часто наблю­дается при разработке стратегической программы развития или ин­новаций или при решении сложных проблем антикризисного управ­ления. Опыт показывает, что эффективно работающие организации максимально используют управленческий потенциал каждого менед­жера, что требует развития индивидуальных навыков исследователь­ской деятельности.

В дихотомическом представлении можно выделить типы иссле­дований по различным критериям.

По цели исследования существуют практические и научно-­прак­тические (образовательные) исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого ре­зультата, и исследования, ориентированные на перспективу, обнов­ление знаний, повышение образовательного уровня.

В зависимостиот аппарата научного анализа, научной методологии исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опи­раться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, не­посредственный результат, и научные, построенные на обобщениях закономерного характера.

В зависимости от использования ресурсов бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и ресурсоемкие, а в зависимости от времени – продолжительные и непродолжительные.

Важным является и критерий информационного обеспечения, на основании которого исследования можно разделить на те, которые используют только внутреннюю информацию, и более глубокие ис­следования, привлекающие обширную внешнюю информацию, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, по степени организованности и участию персонала в их проведении исследования могут быть либо индивидуальными, либо коллективными, спонтанными или организованными. Исследования, основанные на анализе самостоятельно написанных управленческих ситуациях, могут быть практически любым из перечисленных видов, хотя и имеют свою специфику, о которой будет более подробно сказано при анализе конкретных методов исследования. Процесс совершенство­вания управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.

Традиционно считается, что объектом исследования является орга­низация или система управления, а проблемы, возникающие в этой си­стеме, являются предметом исследования. Проблема – это противоре­чие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управле­ния исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отли­чие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема же – это проти­воречие, которое не всегда тождественно задаче и несет в себе элементы новых или неизвестных ранее эволюционных изменений.

Качество про­блемы становится выше, если реализовать следующие четыре этапа ее «очистки»:

1) отделение реальных проблем от псевдопроблем;

2) селек­ция реальных проблем по критерию необходимости разрешения;

3) от­бор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

4) выбор проблем в соответствии с критерием возможностей разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: