Постановка проблемы исследования

В методологии исследования очень важным оказываются следую­щие принципы отбора проблем:

1) острота проблемы;

2) содержание проблемы;

3) наукоемкость проблемы;

4) трудоемкость решения про­блемы, ресурс времени;

5) перспективы развития.

Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:

1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций: определение центрального вопроса проблемы; контрадикция – фиксация противоречия, которое стало основой проблемы; фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, предусматривающее следующие опера­ции: стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиция – группирование и определение последователь­ности решения подвопросов, составляющих проблему; локализация – ограничение поля изучения в соответствии с по­требностями исследования и отграничение известного от неизвест­ного в области избранного для изучения объекта; вариантификация– поиск альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действи­ями: кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих по­ложительно реагировать на решение проблемы; когнификация – вы­яснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неиз­вестного в информации, которую требуется использовать для реше­ния проблемы; уподобление – нахождение среди уже решенных про­блем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность при­числить проблему к определенному типу.

4. Обоснование, представляющее собой последовательность сле­дующих процедур: экспозиция – установление ценностных, содер­жательных и генетических связей данной проблемы с другими про­блемами; актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментация – выдвиже­ние возражений против проблемы; демонтарция – синтез результа­тов, полученных на двух предыдущих стадиях.

5. Обозначение, состоящее из следующих процедур: экспликация понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный или обыденный язык; интимизация понятий – словесная нюанси­ровка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отра­жающих смысл проблемы.

Предлагаемые принципы и последовательности действий харак­теризуют различные аспекты проблем, но при этом как бы предпола­гается, хотя бы подсознательно, что проблема уже осознается, инту­итивно понимается и почти сформулирована. Но на самом деле дол­жна быть какая-­то основа, какой­-то базис, с которым нужно рабо­тать в направлении выявления проблемы. Такой основой может быть управленческая ситуация.

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций или же их параллельное осуществление.

Существуют три уровня постановки проблемы: 1) интуитивная форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы; 2) постановка пробле­мы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка; 3) сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.

Благодаря такой методологии обеспечиваются планирование ис­следования и организация труда исследователя, но в то же время не совсем понятно почему нужно пользоваться именно таким набором правил и насколько они связаны с управленческой ситуацией. В свя­зи с этим автор считает, что целесообразно и более обоснованно счи­тать предметом исследования именно управленческую ситуацию, а не проблему, которую еще необходимо определить.

Любое исследование предусматривает наличие ряда факторов. Ос­новными из них являются:

- методология исследования – совокупность целей, подходов, прин­ципов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

- организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях;

- ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (инфор­мационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих ус­пешное проведение исследования и достижение его результатов;

- объект (система управления, относящаяся к классу социально­-экономических систем) и предмет исследования (конкретная ситуа­ция, разрешение которой требует проведения исследования);

- тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;

- потребность исследования – степень остроты проблемы, профес­сионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

- результат исследования – рекомендации, модель, формула, ме­тодика, способствующие успешному разрешению проблемы, пони­манию ее содержания, истоков и последствий;

- эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: