Методы обучения. Теоретические методы исследования

Теоретические методы исследования

Методология и методы педагогического исследования

1 понятие методологии.

2 методы педагогического исследования

-эмперические (традиционно педагогические)

-теоритические

1 методология - это учение о научном методе познания. (-это совокупность методов, которые применяются в какой-либо науке, это учение о принципах постороения, формах и методах научного познания и преобразования действительности.)

В науке существует иерархия методологии.

- материалистическая диалектика познания

- логика познания

Методология дидактики, методология воспитания

2 Методы исследования.

-наблюдение (ставится цель, фиксируется результат, основной недостаток –не за всем можно наблюдать, наблюдение чаще всего бывает необъективным, не всегда показывает внутренние связи механизмы)

-исследование источников

- метод беседы (научна я беседа отличается от обычной наличием плана, и последующего анализа)

-эксперимент (эксперимент организуется при наличие гипотезы, и он либо доказывает, либо ее опровергает)

Выделяют 3 этапа эксперимента:

-фиксирование

-формирующий этап

Методы изучения коллективных явлений (социометрические методы)

Открытые анкеты, закрытые анкеты (где вы выбираете их предложенных вариантов), именные и анонимные, пропедавтические и контроль, метод изучения групповой дифференциации (определение лидера и лохов):проводится анкетирование типа: назови 3-х человек, кого бы ты пригласил на день рождения. Ранжирование- это расположение собранных данных в определенной последовательности.

Методы моделирования. Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его таким образом, что изучение модели помогает изучить новую информацию об этом предмете или объекте.

Моделирование это метод создания и моделирования модели.

В каждом методе есть свои достоинства и недостатки плюсы и минусы и поэтому исследователь должен делать это в комплексе, т.к. они друг друга дополняют

I Метод обучения - это способ достижения цели. Принцип обучения – это основополагающая, базовое положение, вскрывающее законы и закономерности обучения, на которые должно ориентироваться процесс обучения. Приемы –это составляющая часть метода. => Метод – это совокупность приемов. Метод связан с понятием цели. Классификация методов.

Традиционна классификация:

– практические методы

- наглядные

- словесные

Добавились группы видео методов,работа с книгой, методы работы с компьютером

По назначению: (Данилов и есипов)

- методы приобретения знаний

-методы формирования навыков и умений

-методы применении знаний

-творческие методы

-методы проверки знаний умений навыков (ЗУН)

По характеру познавательной деятельности: (Скаткин, Лернер)

-объяснительно-иллюстративные

- методы проблемного изложения материала

-эвристические методы (частично поисковые)

-исследовательский метод

По целям обучения (Щукина и Огородников):

-методы способствующие первичному усвоению учебного материала

-информационно развивающие методы,

-эвристическо- поисковые

-исследовательские методы

Методы организации и осуществления деятельности:

-словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и усвоения информации)

-Индуктивные и дедуктивные методы(здесь отражен логический аспект)

-репродуктивные и проблемно поисковые

-методы мотивации и стимулирования деятельности

1)интерес к обучению

2)методы стимуляции долга и ответственности обучения.

методы контроля и самоконтроля в учебно-познавательной деятельности:

-лабораторный

-практический

-устный

-письменный

Методы играют следующие функции:

-обучающая

- воспитывающая

-стимулирующая

-контрольно-корректирующая

II Программируемое обучение

Исходные понятия программирования:

1) Учебный материал дается небольшими частями, который легко усваивается

2) В каждой части должна содержаться одна трудность

3) Возможность проверить по ключу каждое действие

4) Присутствие алгоритма деятельности

5) Программированные сборники, дополнения, задания на компе

Плюсы:

- Каждый работает в своем темпе

- Учитель может подойти и объяснить

Минусы:

-человек не привыкает работать в группе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: