double arrow

Генезис и функции государства


Возникновение и формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько столетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.

При первобытно-общинном самоуправлении отсутствовала публичная власть. Здесь не было особого аппарата управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение старейшин. Все важнейшие вопросы решались взрослым населением коллективно на общих собраниях общины.

С течением времени в результате имущественной и социальной дифференциации в рамках родовой организации постепенно создавался аристократический совет старейшин, который сосредоточивал в своих руках значительную власть и рассматривал все важнейшие вопросы, выносимые на решение общего собрания.




Переход от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождался образованием территориальной общины, состав которой определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности.

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие государство от родовой организации:

- во-первых, разделение населения по территориальному признаку, т. е. административно-территориальная организация населения;

- во-вторых, учреждение публичной власти, которая осуществляла управление общественной системой;

- в-третьих, введение налоговой системы, основу которой составляли сборы с населения на содержание публичной власти.

Одним из этапов формирования государственности была военная демократия, при которой появились зачатки военно-насильственного принуждения. Термин «военная демократия» был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был воспринят Ф. Энгельсом, который соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание.

Первые государства возникают в IV тысячелетии до нашей эры на территории Древнего Востока (Египет, Вавилон). Для первых форм государственности, возникших в Древнем Востоке, характерно наличие сильной деспотической власти и зависимое от этой власти положение индивида. Государство при этом доминирует над обществом.



Другой исторический путь образования государства прошли античные города-государства. Для античной государственности характерно наличие частной собственности на землю и орудия производства, что создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Им изначально были присущи идея политической демократии и политической свободы. Хотя античная правовая система и признавала в какой-то степени автономию личности и неприкосновенность частной собственности, однако в общественном правосознании господствовала идея о примате государственных интересов над личными, т. е. личностное начало было подчинено сословно-корпоративным интересам.

Ф. Энгельс указывал на три главные формы образования государственности у греков, римлян и германцев: афинскую, римскую и древнегерманскую4. Государство в Афинах представляет собой наиболее чистую, классическую форму – возникает непосредственно и преимущественно из классовых антагонизмов, развивающихся внутри самого родового общества. В Древнем Риме образование государства ускорилось в связи с борьбой плебеев и патрициев. У древних германцев образование государства было ускорено завоеваниями чужих территорий.

Хотя возникновение и развитие государственности у различных народов шло поразному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.



В истории человеческого общества первые государства были рабовладельческими. Однако в некоторых странах возникали не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями развития социально-экономических условий этих стран. Так возникли государства у древних германцев, арабов и многих других восточных народов.

Древнерусское государство также сложилось в виде раннефеодального государства в процессе разложения первобытно-общинного строя у славян Восточной Европы. Общество в своем историческом развитии проходит несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации характеризуется присущими ему качествами и особенностями институтов государственной власти. В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием насилия в руках господствующего класса. Это рабовладельческие и феодальные государства. Здесь не признаются основные права и свободы человека и они не получают законодательного закрепления.

С совершением промышленных революций в странах Западной Европы активно стали развиваться производственные отношения и совершенствоваться общественные и политические институты. Государство уже признает некоторые права и свободы личности и закрепляет их в законодательных актах. В эпоху Нового времени государство уже стали понимать как государственно-организованное общество, т. е. как политико-территориальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступил еще И. Кант. «Государство (civitas), – пишет он, – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»6. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, заключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

С середины XX в. многие развитые страны в своем законодательстве закрепляют институт основных прав и свобод человека и создают механизмы их защиты. Государства в этих странах носят правовой характер и имеют демократические формы правления.

Функции государства. Соответственно до своего назначения государство выполняет определенные функции - внутренние и внешние. Внутренними принято считать: законодательную, организационно-управленческую, социальную, политически-экономической, национально-интегративную, демографическую, культурную, правоохранительную, экологическую и фискальную.

Законодательная функция государства заключается в установлении общепринятых норм и требований, которые существуют в виде законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д. их должны соблюдать все граждане и учреждения и нарушение которых влечет за собой карательные функции со стороны государства. Благодаря выполнению этой функции достигается стабильность и правопорядок в обществе.

Задачей организационно-управленческой деятельности государства является устанавливать и соблюдать определенного порядка в обществе, разрабатывать программы и проекты и материальные средства на осуществление их и т. д.

К социальной функции относится деятельность государства по обеспечению граждан жильем, здравоохранения и развития медицины, охраны труда, перераспределения доходов, защиты незащищенных слоев населения, пенсионного обеспечения и т.д.

Политически-экономическая функция заключается в обеспечении стабильности общества, экономического развития государства, в формировании бюджета государства, в нахождении источников финансовых поступлений, в установлении их размеров и государственных расходов, в дотировании необходимых отраслей и др.

К основным внешним функциям относят дипломатическую, военную, участие в международном разделении труда, связанном с ним обмене товарами, сырьем, технологиями и духовными ценностями; совместное решение глобальных проблем современности и др.

Дипломатическая функция направлена на обеспечение благоприятных внешнеполитических условий развития государства, на развитие и сотрудничество с другими странами, на интеграцию государства в мировое сообщество. Благодаря оборонной функции обеспечивается целостность государства, его безопасность и развитие военного потенциала.

Часть функций государства принадлежит исключительно к ее компетенции, то есть является ее прерогативами. К ним относят: управление общегражданских делами в интересах сохранения целостности общества и его стабильности; установление размеров и сбор налогов, пошлины, выпуск денег и регулирования денежного обращения; применение организованного принуждения.

Все функции государства диктуются двумя видами интересов интересам экономически господствующих групп, которые имеют реальную власть, и интересами остальных социальных слоев народа. Эти общие интересы обусловлены самим фактом существования государства как целостного организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

На современном этапе загальноцивілізаційною тенденцией является постепенное превращение государства в орган выявление потребностей и интересов общества в целом, не исключая приоритетов экономически господствующих социальных групп.

То есть сейчас формируется загальноцивілізаційний подход к анализу причин возникновения, определение сущности государства, ее места и роли в политической системе общества, ее задач и функций. Его цель - преодолеть ограниченность и недостатки позакласового и классового подходов и обеспечить действительно научный анализ государственности.

Для выполнения внутренних и внешних функций государство имеет определенный механизм, который представляет собой комплекс соответствующих органов: законодательные, распорядительных и правоохранительных, в том числе суд, прокуратуру, госбезопасность, вооруженные силы, финансовые структуры.







Сейчас читают про: