Коммерческие риски
Риски являются неизбежными атрибутами коммерческой деятельности. Не существует коммерции, которая приносила бы прибыль при отсутствии рисков.
Риски- это возможное понесение ущерба или убытка в следствие осуществления коммерческой деятельности.
Риски могут возникать под действием различных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – это факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся:
Ø законодательства, регулирующие коммерческую деятельность;
Øналоговая система;
Øвзаимоотношение с партнером;
Ø действие с конкурентом;
Ø коррупция рэкет.
В качестве косвенного воздействия могут выступать:
Ø политические условия;
Ø экономическая обстановка в стране;
Ø экономическое положение на рынке;
Ø международные события.
Внешние факторы в первую очередь усиливают риск коммерческой деятельности.
Внутренние факторы, влияющие на уровень риска коммерческой деятельности:
|
|
ü потеря товара от небрежности работников торгового предприятия;
ü вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;
ü низкая квалификация коммерческих работников, результатом
деятельности, которых может быть рискованная коммерческая сделка.
Коммерческая информация и ее защита
В современных условиях рыночных отношений успешно работать могут только те фирмы, руководство и специалисты которых располагают полной, достоверной и своевременной информацией.
Коммерческая информация — это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг.
Источники коммерческой информации делятся на внешние и внутренние.
Внешние источники информации:
а) данные государственной статистики;
б) сведения в средствах массовой информации о coстоянии рынка;
в) результаты маркетинговых исследований рынка конкретных товаров и услуг;
г) результаты специальных обследований.
Внутренние источники информации:
а) статистическая отчетность предприятия.
б) данные оперативного учета результатов коммерческой деятельности. (учет движения товаров и тары в магазине, учет товарных операций, учет движения денежных средств и т.д.)
в) бухгалтерская отчетность.
Используя внешнюю и внутреннюю информацию, фирма выявляет тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на различные товары.
- информация о требованиях рынка к товару;
- информация о конъюнктуре рынка;
- информация о конкурентной среде;
- информация о потенциальных возможностях торгового предприятия, его конкурентоспособности.
|
|
— Информация о покупателях и мотивах покупок — основа для принятия коммерческих решений. Такой информацией может быть: численность обслуживаемого населения, его состав, уровень доходов; национальные и другие традиции и обычаи; типы покупателей и т. д. Анализ этой информации позволяет снизить риск закупки неходовых товаров, обеспечивает увеличение объемов реализации товаров, укрепляют финансовую устойчивость предприятия.
— Информация о требованиях рынка к товару — необходима для правильного выбора торговым предприятием товаров и услуг, которые будут предложены покупателям. Коммерческие службы должны хорошо знать потребительские свойства и особенности продовольственных и непродовольственных товаров, их состав, производство и применение. Они должны учитывать то, в какой степени реализуемые товары отвечают запросам и потребностям покупателей. Необходимо также исследовать этапы жизненного цикла каждого вида товаров.
Важное значение имеет информация о конкурентоспособности товара. Она определяется как совокупность характеристик товара, отличающих его от аналогичных товаров по степени удовлетворения потребностей конкретного потребителя (престижность, упаковка, соотношение цены и качества).
-- Информация о коньюктуре рынка – сведения о спросе и предложении на рынке, о сегментах, емкости рынка, уровне цен.
Особенно важно учитывать соотношение спроса и предложения, выявляя неудовлетворенный спрос.
— Информация о конкурентной среде — это данные о конкурентах-поставщиках товаров и данные о конкурентах-покупателях товаров. При изучении поставщиков нужно изучить характеристику предлагаемых ими товаров, их финансовое положение, надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств и др.
— Информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности — эта информация необходима для оценки сильных и слабых сторон его деятельности, правильного определения направлений развития фирмы для обеспечения ее устойчивого финансового положения.
При оценке конкурентоспособности предприятия учитывают использование передовой технологии и новой техники, наличие конкурентоспособного товара и услуг, финансовую устойчивость и имидж предприятия.
На основе анализа коммерческой информации торговые предприятия принимают коммерческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.