Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес
для коммерции. Засекречивая информацию, предприятия должны
исходить не только из принципа своей безопасности, но и экономической выгоды.
Так, условия рынка требуют торговой рекламы производимой (реализуемой)
Продукции и услуг. Чрезмерное засекречивание коммерческой деятельности
может обернуться потерей прибыли.
Коммерческая тайна — это преднамеренно скрываемые по коммерческим
соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы.
Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты. Это сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой
тайне фирмы. Они подлежат защите службой безопасности от возможных
посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.
Носителями коммерческих секретов являются руководители предприятий,
а также служащие, допущенные к коммерческим секретам.
Коммерческие секреты различаются по нескольким признакам:
|
|
по природе коммерческой тайны:
— технологические;
— производственные;
— маркетинговые;
— организационные;
— торговые (коммерческие);
— рекламные;
— интеллектуальные и др.
по принадлежности собственнику:
— собственность предприятия;
— собственность группы предприятий
— и т. д.
по назначению — результаты определенных видов деятельности:
— сведения о финансовой деятельности предприятия;
—деловые планы и планы производства новой продукции;
—информация о маркетинге фирм;
—списки клиентов;
—информация о сотрудниках;
—организационные схемы;
—деловая переписка и информация и др.
В торговых предприятиях коммерческой тайной являются сведения, которые
касаются торговых отношений:
а) организация и размеры оборота;
б) состояние рынков сбыта;
в) сведения о банковских операциях;
г) сведения о поставщиках товаров;
д) сведения о потребителях и т. д.
К источникам закрытой коммерческой информации относятся схемы, документы,
технологии, изделия, образцы.
Секретность названной информации защищает производителей,
коммерческие структуры от недобросовестной конкуренции.
Виды документов, которые не могут составлять коммерческую тайну:
ü учредительные документы ("Учредительный договор) и Устав;
ü документы, дающие право заниматься предпринимательской
ü деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
ü сведения по установленным формам отчетности о
ü финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения,
ü необходимые для проверки правильности уплаты налогов;
|
|
ü документы о платежеспособности;
ü соглашения, предложения, квоты;
ü списки персонала, информация о сотрудниках, крупные договоры с банками;
ü договоры купли-продажи; контракты на поставку товаров и др.;
ü сведения о перспективах рынка сбыта, источниках сырья, выгодных партнерах;
ü списки клиентов и продавцов;
ü информация, представленная партнерами;
ü данные о цене (стоимости) товаров и услуг, о технологии;
ü деловые планы и планы производства новой продукции