Управление карьерой в организации - это вид деятельности руководителей и службы управления персоналом по целенаправленному развитию способностей каждого работника, накоплению им профессионального опыта и рациональному использованию его потенциала как в его собственных интересах, так и в интересах организации.
К основным видам деятельности службы управления персоналом по управлению карьерой работника можно отнести:
оценка (аттестация) перспективных работников и зачисление их в резерв кадров для выдвижения на руководящие должности,;
повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе непрерывного обучения кадрового резерва;
ротацию работника внутри своего подразделения или предприятия для расширения его кругозора,
назначение на более высокую должность (по результатам подготовки в резерве либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
Управление карьерой преследует главную цель: - обеспечить удовлетворение внутрифирменных потребностей в работниках (специалистах и менеджерах), получивших профессиональное развитие и опыт работы в данной организации.
|
|
Выполнение данной цели предусматривает решение ряда задач:
достижения взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей;
обеспечения открытости процесса управления карьерой;
устранения "карьерных тупиков", в которых практически нет возможностей для развития работника;
формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста;
изучения карьерного потенциала сотрудников;
обеспечения обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью предотвращения не реалистических ожиданий;
определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужное время и в нужном месте.
При успешной реализации вышеперечисленных задач по управлению карьерой организация и работник получают определенные выгоды. Для сотрудника это означает:
более высокую степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;
более четкое видение профессиональных личных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
повышение конкурентоспособности на рынке труда
Организация получает:
мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда, снижает текучесть рабочей силы;
|
|
возможность планировать профессиональное развитие работников с учетом их личных интересов;
планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;
Управление карьерой - это двусторонний процесс, с одной стороны, это деятельность организации в составе кадровой службы, а с другой стороны, это непосредственные действия самого работника по формированию личного плана карьеры.
Работнику необходимо знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Общей целью планирования карьеры является сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися в организации.
Карьера - это мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность и т.д., т.е. процесс успешной самореализации, сопровождающийся социальным признанием и являющийся результатом продвижения по служебной лестнице.
Карьера почти полностью зависит от желания ее развивать, а организация должна содействовать этому процессу.
Развитие карьеры работника, т.е. переход от одного этапа к другому всегда регулируется потребностью предприятия, на котором работает работник, и стремлением к этому самого работника. Но администрации предприятия и тем, от кого это зависит, следует иметь в виду, что карьера должна быть управляемым процессом, а значит, плановым. При этом планирование должно быть долговременным и увязано с планами развития предприятия.