Философская система Аристотеля

Учение о государстве

Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации.

При совместной жизни справедливость — главная (но не единст­венная) идея (добродетель) идеального государства.

Согласно идее справедливости, каждой части души должно соот­ветствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, зем­ледельцы и торговцы.

В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждать­ся пропорционально своим способностям, но при этом в нем не долж­но быть ни богатых, ни бедных.

Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеаль­ного государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудитель­ностью, все остальные — только рассудительностью.

Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются че­тырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жиз­ни, не допускают появления богатых и бедных.

Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре:

- тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести);

- олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство);

- демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода);

- тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть).

Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.

Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. Пос­ле смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве вос­питателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и мето­дику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло ан­тимакедонское восстание. Умер Аристотель на острове Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «По­литика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др.

Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и под­верг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но исти­на дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умно­жаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: