Возникновение Космоса и его закон

Основные идеи Демокрита.

Античный атомизм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Демокрит (460-370 до н. э.) — философ, математик, астроном, зо­олог, ботаник, филолог, этик. Вместе со своим учителем — Левкиппом, о котором ничего достоверно не известно, отстаивал атомарную кон­цепцию вещества, которая стала оригинальным решением противоре­чия между положениями Гераклита о всеобщей изменчивости и Парменида о неизменяемости бытия.

В природе должно быть как бытие, так и небытие.

Чувственное познание недостоверно, оно порождает лишь субъек­тивные мнения, истина же скрыта от глаз.

Только мышлением можно «увидеть» два неуничтожимых начала природы — атомы и пустоту.. Но именно они со­ставляют истинные начала всей природы.

Атомы — невидимые, далее неделимые элементы бытия.

Атомы неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры.

Пустота — небытие, необходимое для движения атомов; беспре­дельна, все ее направления равноправны.

Возникновение вещей — соединение атомов.

Уничтожение вещей — разъединение атомов.

Ничто не возникает беспричинно, все происходит по необходимо­сти, а не по целесообразности. Случайность — «выдумка людей».

Космос образуется благодаря круговороту атомов, стягиванию более тяжелых атомов к центру, вытеснению более легких на периферию.

Земля — центр Космоса. Некоторые небесные тела, вращающиеся вокруг нее, раскаляются и начинают светиться.

Бесконечно число миров в Космосе, некоторые из которых могут быть абсолютно идентичны нашему.

Космос всегда один и тот же, так как число погибающих в нем тел и миров и число возникающих одинаково бесконечно.

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Эпикур — реформатор философии Демокри­та. Из 300 написанных книг сохранилось лишь несколько отрывков и писем. Детали учения известны из поэмы его римского последо­вателя — Тита Лукреция Кара (95-55 до и. э.) «О природе вещей». (Это единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли античности).

Школа Эпикура располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда название - "философы Сада".

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья;

3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства;

4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

5) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Представители эпикуреизма исходят из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство. Этим первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями, воплощающими ощутимость бытия. Источник движения атомов находился в них самих. Такой же ощутимостью были и боги, по мнению эпикурейцев. Они ни от чего не могли зависеть, и ничего не зависело от них. Отсюда вытекает знаменитый принцип свободы эпикурейства, который на самом деле выступает как выражение самого устройства мира. Соответственно и принцип наслаждения выступал естественной характеристикой человеческой природы. Это определялось не субъективной волей человека, но объективным положением дел. Таким образом, главным принципом эпикурейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. - удовольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти. Независимость человека от внешних обстоятельств — главное ус­ловие обретения душевного спокойствия (цель всех учений эпохи эллинизма).

Назначение философии (этическая составляющая эпикуреизма).

Цель изучения философии — изгнание «болезней души» и обрете­ние счастья. Изучать философию следует всю жизнь.

Счастье — свобода от телесных страданий, ложных мнений и ду­шевных тревог, ибо все живое избегает страдания.

Удовольствие — соединение человека с благом, исполнение жела­ния; страдание — несоединение с благом, неисполнение желания.

Человек обладает свободой воли удовлетворять или не удовлетво­рять свои желания. Во власти человека выбирать желания и тем самым быть счастливым или несчастливым.

Три вида страха мешают людям обрести счастье — перед природой, смертью и богами. Избавиться от них помогает надлежащее учение о природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: