double arrow

Энциклопедический характер философии Аристотеля

Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона.

Аристотель с 17 лет учился в Академии Платона и считался одним из самых лучших его учеников, однако от учения Платона он отошел еще при жизни Платона. Четыре года он воспитывал Александра Македонского, ставшего потом великим полководцем. За годы своей творческой деятельности написал около 150 трудов, которые охватили собой почти все области древнегреческой науки, Впоследствии он основал в Афинах школу Ликей. Он проявил себя во многих областях познания: логике, эстетике, политической теории, естествознании.

Сочинения Аристотеля имеют энциклопедический характер, в них получили оформление и дальнейшую обработку все отрасли знания, которыми располагал Древний мир. Его сочинения очень противоречивы, т.к. содержат в себе материализм и идеализм, диалектику и метафизику. Главные философские произведения Аристотеля «Метафизика», «О душе», «Аналитики», «Категории», Период появления сочинений Аристотеля можно считать началом выделения философии из единой нерасчлененной науки. Древнего мира и превращения ее в самостоятельную особую науку, исследующую вопросы о сущности мира, о соотношении бытия и сознания. Он первым подчеркивал, что специальные науки заняты конкретным видом бытия, а философия изучает начало всего сущего, общие принципы. Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук, включающую в себя все известные отрасли знания. Он разделил все науки на три отрасли:

- теоретические - знание о бытии и о частях бытия;

- практические - о деятельности человека;

- творческая отрасль, где познания совершается с целью постижения прекрасного и достижения пользы.

В этой классификации специально не упоминается логика, хотя Аристотель и является создателем этой науки. Он предал логике цельность и стройность. В том виде, какой предал ей Аристотель, она в основном дошла до нашего времени. Таким образом, Аристотель является родоначальником ныне существующей формальной логики, как науки о законах мышления. В условиях древнего мира Аристотель дал систематическое исследование основных форм мышления человека: понятий, суждений, умозаключений. Аристотель сформулировал такие основные законы мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Кроме того, он сформулировал и проанализировал основные философские категории (10 штук): сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, действие, страдание, а также дал анализ относительных категорий: возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, причина и следствие.

Аристотель выступил первым критиком теории идей Платона. Он критиковал Платона за то что, тот искусственно разделил все сущее на две реальности: мир идей и мир вещей, фактически обособив, их друг от друга. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника движения и развития. По убеждению Аристотеля учение Платона оказалось не в состоянии объяснить факт движения и изменения вещей, потому что оторвало вещи от их внутренней сущности. Аристотель постарался же соединить вещественное (материя) и духовное (идеи). Он считал, что развитие мира представляет собой бесконечную цепь превращений возможности (материя) в отдельные вещи, т.е. действительность, т.е. под воздействием формы как активной внутренней причины.

Главный аргумент Аристотеля не может находиться вне самой вещи. Такая постановка вопроса ведет уже к координальной перестройке онтологии, как учении о бытии. Таким образом, Аристотель существенным образом трансформировал систему объективного идеализма своего учителя, подверг критике его онтологию, космологию и учение о человеке, а так же внес новые принципы истолкования мира, оставаясь при этом в рамках античного миропонимания. Аристотель внес существенный вклад и в философское осмысление общественной жизни.

Он пытался исследовать экономические отношения в обществе того времени. В отличие от Платона, он был сторонником частной собственности, считал ее справедливой и эффективной, побуждающей человека добросовестно трудиться. Аристотель определял человека как существо общественное и политическое. От животных он отличается тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать, что позволяет человеку создавать представление о добре и зле, справедливости и несправедливости. Наряду с этим человек имеет речь, науку и волю, что делает его способным знать, общаться и делать собственный выбор в жизни. Общество - естественный и необходимый способ существования людей. Будучи мыслителем своей эпохи, Аристотель отстаивал тезис о естественности рабства, как системы отношений, вытекающей из неодинаковой природы людей.

В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства.

Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие.

Неправильным - такой, при которой преследуются частные цели правителей.

К правильным он относил: 1. Монархию (правление одного) 2. Аристократию (правление немногих) 3. Полития (правление многих)

К неправильным:1. тирания 2. олигархия 3. демократия

Неправильные развиваются из соответствующих правил, форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.

Среди правильных формнаилучшей Аристотель считал политию. В политии правит большинство в интересах общей пользы, она соединяет в себе лучшие формы олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Важным условием существования государства он считал наличие гражданина как полноправного и ответственного участника всех государственных дел. Исследуя эти вопросы, Аристотель положил тем самым начало политической науке об общественной жизни. В своем этическом, учении он подчеркивал, что человек делает себя сам, последствием своих собственных усилий. Быть добродетельным означает быть разумным и способным избегать крайностей, являться мерой, т.е. образцом для других людей. Нравственный человек всегда гармоничен, он не состоит в разладе с самим собой и другими людьми. Нравственность — это приобретённое качество человека и он должен на протяжении всей жизни трудиться, совершенствуя свою душу.

Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в древнегреческой философии. Это было время наиболее интенсивного и разностороннего развития философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: