Лексика

Словообразование

1. Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

2. Какое из перечисленных слов по составу отличается от всех остальных?

(А) лесок; (Б) висок; (В) голосок;

(Г) поясок; (Д) колосок.

3. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле, что в остальных?

(А) Мальчик спрятал игрушку за спину.

(Б) Мяч закатился за ворота.

(В) Отец взял сына за руку.

(Г) Солнце зашло за тучу.

(Д) Семья поехала отдыхать за границу.

4. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

(А) задрожать; (Б) забежать; (В) поползти;

(Г) зашуметь; (Д) полететь.

5. Несмотря на «противоположные» приставки, слова в одной из этих пар означают одно и то же. В какой?

(А) развернуть — завернуть; (Б) раскрыть — закрыть;

(В) разделать — заделать; (Г) раздумать — задумать;

(Д) рассмеяться — засмеяться.

6. Объясните, что вас заинтересовало с точки зрения словообразования в отрывке из стихотворения М. Матусовского?

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей земли…

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест…

Став старее, что ни год я

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

1. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских?

2. У Миши сломался.... Миша отремонтировал его и поехал на нем по полю. Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?

(А) жеребёнок; (Б) лыжи; (В) катер;

(Г) велосипед; (Д) телега.

3. Любитель лошадей никогда не скажет «цвет лошади» — он скажет «масть». Вот список из девяти слов:

1) сивая; 2) сизая; 3) каряя; 4) русая; 5) каурая;

6) пегая; 7) бурая; 8) буланая; 9) вороная.

Какие три из них не обозначают конские масти?

(А) 1, 2, 3; (Б) 2, 3, 4; (В) 2, 3, 7; (Г) 1, 3, 6; (Д) 5, 6, 7.

4. Как правильно называть жительницу Индии?

(А) индейка; (Б) индианка;

(В) индийка; (Г) индюшка;

(Д) среди ответов (А)– (Г) нет правильного.

5. Смысл слова можно определить в контексте, который конкретизирует общее значение этого слова. В свою очередь, значение корня можно установить в «морфологическом контексте» - в сочетании с приставками, суффиксами или частями сложного слова, в которое входит данный корень. Перед вами родственные слова с общим корнем вод(ить). Попытайтесь установить различные значения этого корня:

а) поводырь, б) провод, в) полководец, г) водитель, д) птицеводство.

6. Прочитайте внимательно стихотворение Ф. Кривина «Оркестр» и ответьте, в чем здесь заключается игра слов.

У скрипки не хватает настроения,

А у кларнета – вдохновения.

Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры расстроенной гитаре…

И только барабан восторженно стучит,

Поскольку он всегда в ударе.

7. Найдите в следующих предложениях омонимы:

1. Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса коса».

2. Кто без кисти и белил крыши города белил?

3. Белое покрывало землю покрывало.

8. Ответьте на вопросы

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).

2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

9. В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово ВЕРНЫЙ имеет различные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.

Верный друг, верное средство, верный расчет, верный глаз, верный ответ.

10. Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

11. Задание: Отгадайте загадки-шутки.

-Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

- Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

- Какой город летает? (Орел).

- Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

- какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

- Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

12. Назовите пары слов, не являющиеся антонимами: сжимать – разжимать, сгибать – разгибать, сводить – разводить, сжигать – разжигать, снимать – разнимать.

13. Перед вами ряд слов, на первый взгляд синонимов. Но почему же крайние из них – антонимы? Попытайтесь объяснить, в чем дело, найдите границы пяти самостоятельных синонимических рядов, укажите в каждом ряду ведущее слово.

Никудышный, скверный, плохой, неважный, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.

14. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?

(А) морской конёк; (Б) морская игла;

(В) морской котик; (Г) морская звезда;

(Д) морская свинка.

15. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?

(А) сон под голову; (Б) сон наяву;

(В) сон в руку; (Г) сон за ногу;

(Д) сон в уши.

16. Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

- Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

- Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

- Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

- Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

- Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

- Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

17. Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени.

(Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: