План лекции. Требования к уровню подготовки выпускника

Требования к уровню подготовки выпускника

в области клинической фармакологии:

1. иметь представление о фармакокинетике и фармакодинамике;

2. знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;

1. знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимодействия лекарст­венных средств;

2. уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;

3. уметь проводить лекарственную терапию, по назначению врача;

- уметь оказать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях.

Требования к минимуму содержания программы по клинической фармакологии:

Фармакокинетика, фармакодинамика. Фармакологическое взаимодействие лекарствен­ных средств и их виды. Полипрагмазия. Побочные действия средств, методы их профи­лактики. Лекарственные отравления и тактика медсестры при них.

Лекция №1

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ»

1. Понятие о клинической фармакологии, её проблемы и задачи.

2. Основные этапы развития клинической фармакологии.

3. Принципы классификации и наименования лекарственных средств.

4. Виды фармакотерапии.

5. Фармакодинамика: определение, виды и основные механизмы действия лекарственных средств.

6. Понятие о фармакокинетике.

7. Закономерности абсорбции, распределения, биотрансформации и экскреции ЛС.

8. Побочное действие ЛС.

9. Взаимодействие ЛС.

10. Особенности применения ЛС у отдельных категорий пациентов.

11. Современные тенденции создания ЛС.

«Яды в малых количествах – лекарства, а самые полезные препараты в чрезмерных дозах – ядовиты»

Вильям Витринг 1789 г.

Клиническая фармакология – раздел медицинской науки, изучающий особенности взаимодействия лекарственных средств с организмом человека. По определению ВОЗ клиническая фармакология - наука, занимающаяся изучением ЛС в применении к человек.

Цель клинической фармакологии - оптимизация лекарственной терапии, т.е. достижение максимальной эффективности и безопасности.

Проблемы изучения клинической фармакологии:

1. Влияние лекарственных средств на организм человека.

2. Процессы всасывания, распределения, биотрансформации (химические превращения в организме) и выведения лекарственных средств.

3. Влияние наследственных факторов на реализацию фармакологического эффекта лекарственных средств.

4. Побочное действие лекарственных средств.

5. Совместимость лекарственных средств, то есть особенности взаимодействия лекарств между собой.

6. Влияние различных факторов (возраст, беременность, кормление ребёнка, вредные привычки и др.) на фармакологический эффект лекарственных средств.

Задачи клинической фармакологии:

1. Клинические испытания новых и уже воспроизведённых лекарственных средств.

2. Углубленное клиническое изучение известных лекарственных средств с целью расширения знаний об их механизмах действия и /или переоценке их места и роли в терапии того или иного заболевания, а также пересмотр или расширение показаний к их применению.

3. Изъятие из клинической практики малоэффективных и/или токсических лекарственных средств.

4. Разработка, исследование и внедрение в широкую клиническую практику новых, более эффективных и безопасных способов и схем применения лекарственных средств.

5. Разработка, исследование и внедрение в широкую клиническую практику новых лекарственных форм уже известных лекарственных препаратов.

6. Выбор лекарственного средства, его лекарственной формы, оптимального пути, способа и режима введения для конкретного больного.

7. Предупреждение или устранение побочных и нежелательных эффектов лекарственного средства.

8. Организация информационно-консультативной работы в лечебно-профилактических учреждениях, аптеках и среди населения; обучение студентов, врачей и провизоров.

Основные этапы развития клинической фармакологии. В качестве самостоятельной науки клиническая фармакология сформировалась во второй половине XX века.С 30-х годов прошлого столетия начинается развитие научных основ КФ.

Учёные, внесшие вклад в развитие КФ:

1. А.П. Нелюбин (1785 - 1858) – развитие лекарственной токсикологии.

2. Н.П. Кравков (1865 - 1924) – заложил основы изучения действия новых лекарственных препаратов на моделях изолированных органов.

3. М.П. Николаев (1893 - 1949) – исследование закономерностей влияния ЛС на живой организм в условиях искусственно вызванных патологических состояний и организация лекционного курса по КФ.

4. Н.В. Лазарев (1895 - 1974) - создание фармакопрофилактического направления, изучение адаптогенов.

5. Б.Е. Вотчал – написал книгу «Очерки клинической фармакологии» (1965), как «итоги многолетних клинических наблюдений за действием лекарств».

6. М.Д. Машковский – создал научную школу фармакологов и фармакотерапевтов и справочник «Лекарственные средства», который к настоящему времени претерпел уже 16 изданий и пользуется заслуженным вниманием практических врачей уже более сорока лет.

7. В.В. Закусов, П.В. Сергеев, Д.А. Харкевич, В.Г. Кукес, Ю.Б. Белоусов, В.А. Гусель, Г. В. Ковалёв, В.К. Лепахин и др. – возглавляли научные школы фармакологов и сделали полезные разработки.

Этапы развития клинической фармакологии:

1. 30-е годы 20 века – формирование клинической фармакологии как науки, начало применения сульфаниламидов, блокаторов Н1-гистаминовых рецепторов, фосфорорганических соединений, гипотензивных средств (препараты раувольфии).

2. 40-е годы 20 века - открыты и созданы пенициллины, тетрациклины, стрептомицин, аминосалициловая кислота, антибластомные средства, ганглиоблокаторы, миорелаксанты и глюкокортикоиды.

3. 50-е годы 20 века - в клиническую практику введены психотропные препараты (хлорпромазин, галоперидол, резерпин, имипрамин, диазепам), препараты для комбинированного обезболивания и наркоза; созданы новые методы и средства лечения сахарного диабета, гипертонической болезни, бронхиальной астмы, гормональных нарушений, опухолей и ряда инфекционных заболеваний.

4. 60 - 70-е годы – применение полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, рифампицина, новых наркотических и ненаркотические анальгетиков (фентанил, опиоидные пептиды, диклофенак и др.), простагландинов и ингибиторов их синтеза, иммунокорректоров и противовирусных средств. В 70-е годы во всём мире были созданы кафедры, отделения и институты КФ, в том числе при Медицинском институте им. И.М. Сеченова - кафедра КФ (заведующий - профессор В.Г. Кукес).

5. В 1971 году вышло письмо ВОЗ «О признании КФ как самостоятельной медицинской науки». Его появление и стало датой рождения КФ в СССР и России.

6. В 1974 году Научной группой ВОЗ были разработаны рекомендации по оценке применения ЛС у человека, а затем - рекомендательный документ, определяющий роль и место КФ в медицинской науке и практике.

7. В 1977 году приказом № 131 Министерства здравоохранения СССР была утверждена специальность «Клиническая фармакология».

8. В начале 21 века КФ является основой рационального применения ЛС, а фармакокинетические исследования - важнейшим компонентом изучения лекарственных препаратов. Разработаны рекомендации по рациональным режимам дозирования и наилучшему использованию арсенала препаратов, имеющихся в распоряжении врача.

Актуальность изучения клинической фармакологии для практической деятельности медицинской сестры. Необходимость знания основ клинической фармакологии медицинским персоналом обусловлена неуклонным увеличением количества новых лекарственных средств, выпускаемых мировой фармацевтической промышленностью (более 20 тысяч наименований в мире). Выбор лекарственного средства и его безопасное и эффективное применение зависит от информации, которую можно получить только при систематическом изучении препарата в клинических условиях. К сожалению, в настоящее время зачастую необоснованно и бесконтрольно назначают лекарственные средства, что приводит к развитию нежелательных побочных эффектов и осложнений, снижающих эффективность лечения. Именно поэтому каждый медицинский работник должен владеть достаточными знаниями клинической фармакологии.

Принципы классификации лекарственных средств. Универсальной классификации ЛС не существует. Разделение ЛС в настоящее время осуществляют по следующим принципам:

- по химическому строению (стероиды, барбитураты, гликозиды);

- по фармакологическому действию (бронхолитики, вазодилататоры);

- по механизму действия (угнетающие холинергическую передачу в ЦНС);

- по месту приложения эффекта (β-адреноблокаторы, блокаторы кальциевых каналов)

- по терапевтической направленности действия или по нозологическим формам (для лечения сахарного диабета, артериальной гипертензии);

- комбинированная классификация ЛС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: