Лекция 3. Внедрение СППР на предприятиях. Проблемы внедрения. Влияние внедрения СППР на управление предприятием

Положение дел в области применения СППР в настоящее время таково.

1. Непрерывно увеличивается объем технологических предложений, требующих значительных инвестиций, и соответственно с усилением зависимости от внешних услуг (например, от поставщиков программного обеспечения), а внутрифирменные ассигнования на нужды информационных технологий (ИТ) растут опережающими темпами по сравнению с другими затратами предприятия.

2. Изменяется роль ИТ в хозяйственной деятельности многих предприятий. При выполнении внутрифирменных процессов функция ИТ перестала быть вспомогательной, превратившись в важнейшую составную часть продукта или производственных мощностей.

Можно выделить шесть заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в сфере ИТ:

- высшее руководство, которое должно управлять ИТ как стратегическим потенциалом предприятия;

- специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач;

- менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.;

- менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета, если таковые предусмотрены организационной структурой предприятия;

- поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей;

- собственное информационно-технологическое подразделение.

На некоторых предприятиях подобные группы интересов не получают признания. Высшее руководящее звено часто делегирует соответствующие полномочия группе руководителей, следя за выполнением нескольких заданных показателей. Сознательный отказ высшего менеджмента от своих обязанностей приводит к принятию малокомпетентных решений, постановке нереальных плановых задач. Отсутствует также должная мотивация в этой сфере.

Предприятия решают вопросы внедрения СППР, используя два варианта:

1) первый заключается в том, что фирма создает внутрифирменный информационно-технологический участок, который предлагает услуги и нефирменному рынку, доказывая тем самым возможность рентабельного использования своих мощностей;

2) чаще предприятия выбирают другой путь, когда большая часть собственного информационно-технологического персонала переводится в распоряжение вновь создаваемых дочерних компаний или совместных со специализированными информационно-технологическими партнерами пред­приятий, также самостоятельно выступающих на рынке. На материнском предприятии остается небольшая группа сотрудников, на которую возлагаются функции информационного менеджмента.

Проблемы, возникающие при внедрении СППР:

- повышение роли высшего менеджмента в управлении информационно-технологическим потенциалом;

- повышение знаний у высшего руководства фирмы в области ИТ, для принятия компетентных решений, в частности в отношении инвестиций;

- более эффективная организация ИТ и использование ее в производстве новых товаров и услуг;

- делегирование функций в сфере ИТ отделам и другим подразделениям.

В связи с ростом значения ИТ в обеспечении успеха руководство должно в настоящее время найти ответы на следующие два вопроса.

1. Во-первых, нужно точно определить, какой вклад должна внести ИТ в процесс производства товаров и услуг. Внимание здесь заслуживают главным образом три аспекта:

а) ИТ как функция обеспечения производственного процесса, например, в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями;

б) ИТ как интегральная составная часть продукта;

в) ИТ как организационный инструмент для создания виртуальных форм предприятия.

2. Во-вторых, следует определить, кто должен выполнять перечисленные и другие функции. На первый план выдвигается вопрос о координационном механизме для отдельных видов информационно-технологи­ческих услуг. Решение может быть найдено в использовании указанных ранее специализированных внутрифирменных подразделений и внефирменных филиалов.

Влияние внедрения СППР на управление предприятием состоит в следующем.

1. Децентрализация и рост информационных потребностей. Ориентация на максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий перехода к горизонтальным, децентрализованным структурам. Принятие решений в условиях децентрализации привело к резкому росту потребностей в информации относительно процесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в более подробном ознакомлении третьей стороны с состоянием дел в соответствующих хозяйственных областях. Актуальная проблема в настоящее время в том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий менеджеров и их партнеров, принимающих решения в условиях децентрализации.

2. От обработки данных через информационные системы к упра­в­лению знаниями. Уже давно ИТ применяют не только как средство обработки данных, но и извлечения информации для нужд пользователя. При этом следует продумать вопрос о коммерчески выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешней информации, а также о трансфере совместно используемых знаний между организационными подразделениями и партнерами по кооперации. Этому способствует широкое привлечение средств телекоммуникаций.

3. Интеграция децентрализованных систем. Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может стать важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем объединение по вертикали и горизонтали информационно-технологических систем необходимо высшему менеджменту для управления предприятиями в современных условиях.

4. Прогнозирование путей развития информационных технологий. При капиталовложениях в ИТ могут быть многочисленные последствия, поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не получен ответ на вопрос, по какому пути пойдет развитие следующего поколения информационных технологий.

5. Психологический фактор. Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны знать о том, как мыслят и работают люди, использующие новую технологию. Фирмам, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от средств, вложенных в ИТ.

6. Проблема кооперации и коммуникации. Из-за взаимного непонимания между менеджерами и производителями возникают проблемы кооперации и коммуникации, к которым не готовы информационно-тех­но­ло­гические отделы:

– часто устанавливаются критерии, которые напрямую не связаны с успехом предприятия;

– общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне ограниченную временную перспективу;

– управление реализацией общих проектов организуется очень плохо.

– сферы компетенций и ответственности за решение задач распределяются нечетко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: