Риск отказа покупателя от полученной им продукции (возврат).
Риск получения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без оплаты продукцию.
Причины:
принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели;
отсутствие необходимой суммы у потребителя.
Факторы риска:
кризисное состояние взаимных платежей;
неравномерное повышение цен отдельными предприятиями;
низкая правовая культура руководителей;
слабость хозяйственного арбитража.
Рекомендуемые методы компенсации:
наиболее распространенный — предварительная (до получения товара или услуги) оплата;
использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями;
страхование сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров.
|
|
Причины: несоответствие продукции требованиям к ее качеству;
невозможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителями о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.
Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки;
излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей;
низкая степень культуры и правового сознания руководителей.
Рекомендуемые методы компенсации:
в целом те же, что и при компенсации риска неоплаты.
Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности, и в особенности — на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т. е. договоры с конкурентами о своеобразном разделении сфер влияния.
Причины:
отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды;
неумение осуществлять рыночный мониторинг;
отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.
Факторы риска:
низкий уровень управления предприятием;
отсутствие квалифицированных менеджеров;
недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления.
Рекомендуемые методы компенсации:
резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию;
создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений;
выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств;
приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению;
повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.