В. Парето

Вильфредо Парето (1848-1902) в 1902 году опубликовал работу социальные системы. Его социология стояла на службе политэкономии, а проблемы общей социологии вообще являлись для него следствием экономической теории. Но эта экономическая теория носила своеобразный характер: наука о логических действиях и их связях, выраженная системой математических уравнений.

Политическая экономия подобного рода не могла объяснить действительность, а лишь конструировала модель крипто-нормативных рациональных экономических действий. Но большая часть действий человека является иррациональной, нелогичной даже в области экономики. Социология как логическое понимание нелогичных действий должна была дополнить экономическую теорию и превратить политическую экономию в эмпирическую науку. Однако эта социология должна быть логически-экспериментальной наукой, ибо нелогичные действия она должна понять логически.

Логическими действиями Парето считал такие, при которых субъективное соотношение цели и средства совпадает с объективной данностью, установленной логически и экспериментально. При нелогичных действиях отсутствует согласование субъективной и объективной реальности. Оно отсутствует, потому что между ними вклиниваются чувства, мировоззрение, вера и т.п. Парето называет это «осадком». Однако люди неохотно признают, что действуют иррационально, а часто они этого просто не понимают. Поэтому они придумывают рациональные объяснения, словесные оправдания своих действий, которые должны придать им логичный вид. Их Парето называл «производными» (деривациями).

«Осадки», деривации и их отношение к поведению людей представляют собой основные факты и объект изучения социологии. За этим скрывается точка зрения, что не идеи руководят действиями – они лишь иллюзии, а чувства, и что в случае так называемых «идей» речь очень часто идет о деривациях, которые служат определенной цели, например тому, чтобы убедить народ в необходимости, пользе существующего порядка (старая элита) или перемен (новая элита).

Элиты являются подлинными инициаторами дериваций, особенно господствующие элиты, но также и те, которые хотят отнять у них власть. Однако элиты олицетворяют так же основополагающие «осадки», особенно «осадки» комбинации, стойкости, соединения. Их можно охарактеризовать как различные типы людей: люди типа «осадков» комбинации являются прогрессивными, хитрыми и не слишком подвержены угрызениям совести. Они избегают явных конфликтов и скорее прибегнут к хитрости, обману, подкупу. Они – «лисы». Им противостоят «львы», которые хотят придерживаться привычного, но не боятся конфликта и силы. Такая типизация в области политики имеет свое соответствие в «спекулянтах», а в области экономики – в «рантье».

Общество Парето – это система уравнений, служащая для того, чтобы найти опиум, т.е. то состояние равновесия, при котором ни один индивид не может получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о «социальной системе», а его теория общества должна быть, собственно говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма «Как возможен порядок?» у него прозвучал бы иначе: «Как можно управлять обществом?».

Элементами социальной системы являются «осадки», интересы, деривации, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о «социальной физиологии», задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.

Социальная система находится в постоянном движении, поскольку трансформируются элиты: старые элиты приходят в упадок, новые возникают. Он назвал это «циркуляцией элит» и считал, что общество – это «кладбище элит». Парето утверждал, что буржуазии, которая некогда вышла из недр Французской революции как новая «аристократия», грозит гибель. Революции для Парето – также лишь «циркуляция элит»; господствующему классу противостоит не народ, а новая элита, которая опирается на народ, но все больше отходит от него по мере приближения к власти.

3. Зарождение социологической мысли в Украине. Политическая социология М.Драгоманова. Украинская идея М.Грушевского. Идея национального государства В.Липинского

Период развития социологической мысли в Украине непосредственно связан с возникновением социологии как отдельной науки. В научных кругах его называют периодом академической социологии. Начинается он с возникновения и становления социологии на Западе.

Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX ст. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, работы которых печатались чаще всего в тамошнем журнале «Община».

Специфическим признаком отечественной социологии было её самоопределение, как одно из средств создания государства, развитие национального самосознания. А первые украинские социологи были, прежде всего, общественными деятелями, а уже потом научными работниками.

Доминировало в тогдашней социологической мысли обращение к социально-культурным проблемам. Вместе с тем она проявляла заметную заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: