Понятие товара

Содержание и структура общественного производства

Общественное производство — это совокупная организованная деятельность людей по преобразованию веществ и сил природы с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для их существования и развития.

Любому производству, независимо от его социальной формы, присущи определенные общие признаки (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. – Основные черты общественного производства

В любом обществе индивидуальные производители только внешне выступают независимыми и изолированными друг от друга. Реально же субъекты хозяйствования объединены взаимными связями как производители и потребители при приобретении орудий труда, сырья, материалов и реализации готовой продукции. Вся эта система хозяйственных связей базируется на общественном разделении труда, создает единый экономический организм под названием общественное производство. Отдельный производитель, вырванный из данной системы взаимосвязи, не может быть "настоящим" производителем, который соответствовал бы его экономической природе.

Важнейшими элементами процесса производства в любом обществе являются труд, предметы труда, средства труда (рис. 3.2).

Труд — сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ с целью удовлетворения своих потребностей.

Труд выступает как процесс функционирования рабочей силы.

Рабочая сила — это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые он использует в процессе труда. Иными словами, рабочая сила — это способность к труду, а труд является процессом функционирования рабочей силы.

Предметы труда — это все то, на что направлен труд человека и что представляет собой материальную основу будущего продукта (сырье, материалы и др.).

Средства труда — это все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (машины, оборудование, инструменты и др.).

Совокупность предметов труда и средств труда составляют средства производства, которые являются важнейшим элементом производительных сил общества или экономическими ресурсами, существующими отдельно от собственников этих ресурсов.

Рисунок 3.2. – Основные элементы процесса производства

Поскольку результатом процесса общественного производства является создание материальных и нематериальных благ" то структурно оно делится на две больших сферы: материальное и нематериальное производство (рис. 3.3).

Рисунок 3.3. – Сферы общественного производства

Между сферами материального и нематериального производства существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Сфера материального производства создает материально-техническую базу для функционирования как самой себя, так и сферы нематериального производства. В свою очередь сфера нематериального производства, удовлетворяя потребности людей в образовании, лечении, спорте, туризме, культурном, эстетическом, моральном развитии, тем самым создает условия для нормального воспроизводства всех работников, в том числе и сферы материального производства.

3.2. Использование экономических ресурсов. Экономический выбор

Для осуществления процесса производства необходимы определенные условия — факторы производства (ресурсы).

Ресурсы (факторы производства) — это все необходимые элементы, которые используются для производства экономических благ.

Ресурсы — это элементы, которыми потенциально обладает человек. Одна часть из них имеется в неограниченном количестве (их невозможно подсчитать) и не используется в производстве (например, воздух, вода мирового океана и др.). Такие ресурсы считают не экономическими. Другая часть ресурсов используется в производстве и имеется в определенном, ограниченном количестве (например, нефть, газ, оборудование и т.д). Такие ресурсы называют экономическими.

Таким образом, экономические ресурсы – это элементы, которые могут быть использованы для производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве.

Экономические ресурсы подразделяются на:

1) материальные ресурсы. Они включают:

а) природные ресурсы, т.е. даровые блага природы. К ним относится в первую очередь земля с ее недрами. Произвести или накопить землю невозможно.

б) инвестиционные ресурсы, т.е. искусственные средства производства. К ним можно отнести сырье, материалы, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь. Эти ресурсы также ограничены в силу того, что они являются продуктом человеческого труда.

2) людские ресурсы. Они ограничены количеством трудоспособного населения и тем объемом знаний и навыков, которым оно обладает.

Наличные ресурсы, которые мы можем использовать, ограничены в каждый данный момент времени. Это означает, что полное и одновременное удовлетворение всех потребностей всех членов общества принципиально невозможно.

Для производства того или иного блага необходим соответствующий набор ресурсов (факторов). Поэтому возникает потребность в их классификации, объединении в определенные группы.

Материальные ресурсы это все природные, трудовые и созданные человеком ресурсы.

Четырехфакторная классификация элементов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) в экономической науке считается классической.

Их можно разделить на следующие части рис. 3.4:

1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы и капитал;

2) людские ресурсы – труд и предпринимательская способность.

Рисунок 3.4. – Факторы производства

Труд — как фактор производства — является физической и интеллектуальной деятельностью человека, направленной на производство экономических благ.

В экономической науке на протяжении последнего времени сформировалась концепция "человеческого капитала", согласно которой труд образованного и квалифицированного работника рассматривается как главный фактор экономического и социального прогресса общества.

Человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций в человека определенный запас знаний, способностей, мотиваций и состояния здоровья, которые це- лесообразно и эффективно используются им в той или иной сфере общественного производства.

Капитал (физический) — это экономический ресурс, который определяется как совокупность всех технических, материальных и денежных средств, используемых для производства экономических благ.

Данный фактор выступает в основном в двух формах: натурально-вещественной и денежной. Натурально-вещественный состав капитала представлен машинами, станками, оборудованием, сооружениями, транспортными средствами, сырьем, материалами, которые задействованы в процессе производства. Кроме того, капитал выступает в виде определенной суммы денег, необходимой предпринимателю, который начинает свою деятельность, для приобретения материально-вещественных элементов производства и найма рабочей силы. Денежный капитал не является экономическим ресурсом. Это посредник, обеспечивающий приобретение физического и человеческого капитала.

Земля как экономический ресурс включает в себя саму землю, а также леса, водные ресурсы, полезные ископаемые и другие природные богатства, которые используются в производственном процессе

Не отрицая важности влияния каждого из отмеченных выше элементов на результативность общественного и индивидуального производства, нет оснований для того, чтобы эти составляющие могли выполнять роль таких агрегированных факторов (ресурсов) как земля, труд и капитал. Объясняется это тем, что каждый ресурс обеспечивает создание особой формы дохода: земля — ренты, труд — заработной платы, капитал — прибыли и процента. Предпринимательские способности — свойство ресурса (фактора), труда, но не исполнительского, а организаторского, управленческого. Этот "отпочкованный" от наемного исполнительского труда предпринимательский труд тоже создает специфическую форму дохода — предпринимательский доход, минимальной границей которого является нормальная прибыль.

Главная экономическая проблема – ограниченность факторов производства и производимых с их помощью благ.

Предмет экономики — решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.

Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1. Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2. Как производить?

Дорогую можно строить по-разному. Можно нанять клетку землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет в выборе производственной технологии.

3. Для кого производить?

Коль скоро "пирог испечен", его надо делить. В применении к дорогое это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по неи, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставит льготы по проезду и т.п.

Все ресурсы ограничены, это порождает проблему выбора. Издержки упущенной возможности (альтернативные издержки) – это издержки использования ресурсов для какой-либо определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользования этих ресурсов иным, альтернативным путем

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов порождает проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными издержками, издержками упущенных возможностей или вмененными издержками.

Безграничные человеческие потребности наталкиваются на ограниченные возможности их удовлетворения. В этом состоит основная проблема экономики.

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Графически совокупность альтернативных вариантов использования имеющихся ресурсов можно отобразить в виде кривой производственных возможностей (кривой трансформации) рис. 3.5. При построении данной кривой делается ряд допущений:

1) предполагается, что общество производит только два каких-либо альтернативных продукта (пушки и масло, компьютеры и гамбургеры, автомобили и костюмы и т.д.);

2) отсутствует безработица, имеется постоянное заданное количество естественных и экономических (хозяйственных) ресурсов;

3) технологический уровень производства остается неизменный.

Рисунок 3.5. – Кривая производственных возможностей

Кривая трансформации

Кривая производственных возможностей показывает максимальные объемы производства тех или иных материальных благ при эффективном использовании имеющихся ресурсов. Каждая точка кривой представляет собой альтернативный вариант использования ресурсов. Экономика максимально эффективно функционирует на границе своих производственных возможностей. Любая точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей (т.А), характеризует неэффективное использование имеющихся ресурсов. Любая точка, лежащая выше кривой трансформации (т.В), говорит о том, что данное сочетание производства двух альтернативных товаров обществу при существующем уровне развития производительных сил недоступно, но именно к нему оно стремится. Экономический рост сдвигает кривую производственных возможностей вправо, расширяя границы производственных возможностей. Выбор одного из имеющихся альтернативных вариантов производства осуществляется в зависимости от того, какие цели преследуются обществом.

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в разных экономических системах она решается по-разному. В традиционной экономике выбор зависит от традиций и обычаев, в командной экономике – от воли правящей элиты, в рыночном хозяйстве – от рыночной конъюнктуры

3.3. Формы организации общественного производства. Простое и развитое товарное производство

Общественное воспроизводство — непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и производственных отношений. Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс производства. В экономике постоянно наблюдается циклический круговорот продукции, товаров, услуг в виде воспроизводственных процессов.

Цепочка «производство — распределение — обмен — потребление» никогда не прерывается, кроме того, все четыре фазы существуют одновременно, поскольку ни одну из фаз невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства.

Форма общественного хозяйства – это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Различают натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. В натуральном хозяйстве слабо развито общественное и преобладает естественное разделение труда. Характерными черты натурального хозяйства: замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами, удовлетворение потребностей за счет собственного хозяйства.

Функционирование товарного производства и его развитие связано с двумя условиями: общественное разделение труда и наличие разных собственников и их экономическая обособленность.

Форма общественного хозяйства – это определенный способ организации хозяйственной деятельности людей. Различают натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты производятся для непосредственного потребления. В натуральном хозяйстве слабо развито общественное и преобладает естественное разделение труда. Характерными черты натурального хозяйства: замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами, удовлетворение потребностей за счет собственного хозяйства рис. 3.6.

Рисунок 3.6. – Характеристика натурального производства

Товарное производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»). Характерные черты простого товарного хозяйства: часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями.

Функционирование товарного производства и его развитие связано с двумя условиями: общественное разделение труда и наличие разных соб-ственников и их экономическая обособленность.

Товарное производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посред-ством рынка («производство – обмен – потребление») рис. 3.7. Характерные черты простого товарного хозяйства: часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями.

При товарном производстве производимые продукты становятся товарами.

Рисунок 3.7. – Характеристика товарного производства

Товарное производство имеет 2 формы: простое расширенное рис. 3.8.

Рисунок 3.8. – Формы товарного производства

Тема 4. Теория товара и денег – 2 часа

Лекция 4. Теория товара и денег – 2 часа

План лекции

4.1. Товар и его свойства

4.2. Возникновение, сущность и функции денег

4.3. Законы денежного обращения

4.4. Инфляция, ее сущность и причины

4.1. Товар и его свойства

В коммерческой деятельности коммерческие процессы связаны с товаром, который и выступает как основной предмет купли-продажи. Во всем многообразии объектов коммерции главенствующую роль играют товары.

Понятие «товар» многоаспектное. Оно включает в себя:

§ функциональное назначение;

§ эстетику самого товара и его упаковки;

§ безопасность в употреблении, безвредность.

Совершенен лишь тот товар, которому свойственны все признаки и показатели высокого качества.

Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена рис. 4.1.

Рисунок 4.1. – Свойства товара

Товаром принято считать все то, что может составлять объект сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями.

Объект сделки (товар) должен, прежде всего, благодаря своим свойствам вызвать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворить определенные потребности, т.е. обладать потребительной стоимостью.

Кроме того, большинство товаров (за некоторым исключением, например, земельный участок, водоем и др.) — это продукты труда, их продавцами выступают либо сами производители, либо посредники, которые в результате сделки превращают свой потенциальный доход в реальный.

Причем не каждый продукт труда выступает в качестве товара, а только тот, который предназначен для обмена, продажи, передачи кому-либо с условием возмещения усилий и затрат на его производство (например, изготовленный хозяином для своей кухни стул не является товаром, но он станет таковым, если будет передан соседу на каких-либо условиях компенсации).

Объектом коммерческой деятельности является все, что можно продать или купить. Купле-продаже подлежат товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии, компьютерные программы, произведения искусства, науки, литературы). Исключение составляют те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая нарынке.

Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком смысле подтоваром понимают продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Товар - это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, использования или потребления.

При товарном производстве производимые продукты становятся товарами.

Товар есть продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Он изготовлен не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью рис. 4.2.

Рисунок 4.2. – Экономические свойства товара

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую- либо потребность общества или отдельного человека. Стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд. Характерные черты стоимости: она выражает производственные отношения многоукладной экономики, проявляется через меновую стоимость. Стоимость и меновая стоимость – не тождественные понятия. Первая – это внутреннее свойство товара, вторая – внешнее проявление стоимости.

Два свойства товара, по мнению сторонников трудовой теории стоимости, определяются двойственным характером труда товаропроизводителя. Его труд выступает как конкретный и как абстрактный. Потребительную стоимость создает конкретный труд. Стоимость товара создается абстрактным трудом или трудом вообще, т.е. затратами интеллектуальной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводителя. Однако не всегда товар реализуется, следовательно, частный труд товаропроизводителей не всегда признается общественным. Товар не реализует своей потребительной стоимости, потому что не может реализоваться как стоимость, частный труд, воплощенный в товаре, не получает общественного признания (конкретный труд не сводится к абстрактному труду).

Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем.

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда.

Все товары можно подразделить на две большие группы:

§ материально-вещественные (физические товары);

§ невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации.

Товары в невещественной (нематериальной, неосязаемой) форме достаточно разнообразны и очень специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.

Товар как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

§ ассортиментную;

§ качественную;

§ количественную;

§ стоимостную.

Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.). Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных групп потребителей и становится товаром.

Основными составляющими товара являются:

§ набор физических и потребительских свойств;

§ сопутствующие товары (шнурки, дискеты);

§ марочное название (торговая марка);

§ качественная упаковка;

§ сопутствующие услуги;

§ гарантии.

Товар обладает двумя принципиальными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью меновой рис. 4.3.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом.

Отличительная особенность потребительной стоимости состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением се в акте обмена.

Рисунок 4.3. – Характеристика стоимости товара

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара кобмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Поведение потребителя является рациональным, т.е. он так распоряжается своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность.

Потребитель имеет сложившуюся систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке.

Все товары и услуги предлагаемые потребителям имеют цену, отражающую фактор редкости. Потребитель должен идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный с его точки зрения набор. Главным фактором поведения потребителя или потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы (упорядочены). Количественно измерить полезность, то есть придавать определенное значение в единицах полезности каждой альтернативе (кардиналистский подход) очень сложно. В результате исследований экономистов австрийской школы было выявлено, что потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция полезности непрерывна. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности TU.

Хотя общая полезность с увеличением количества потребляемого блага постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Предельная полезность — это величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления, блага на дополнительную единицу при прочих равных условиях (MU — marginal utility). Максимум общей полезности достигается, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что данное количество блага полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается, Следовательно, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя рис. 4.4.

Рисунок 4.4. – Свойства полезности товара

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.

Набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные индивидуальные потребности, представляет собой ассортимент. Многообразие ассортимента товаров подвергается классификации, которая включает в себя деление на группы, подгруппы, на виды и разновидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow