Вопрос 3. Характеристика отдельных разновидностей вещей

Вопрос 1. Понятие и система вещных прав

Римские юристы не проводили теоретического разграничения имущественных прав на вещные и обязательственные, но в юридической практике из их фактического различия выводили разграничение соответствующих средств защиты, выделяя иски вещные и иски личные. Поскольку вещное право имеет объектом такой предмет, на который может посягнуть всякий, то такое право защищается иском против каждого нарушителя права, кем бы он не был (абсолютная защита). Обязательственное право имеет объектом действия лиц, нарушитель такого права всегда характеризуется определенностью, в связи с чем иск о защите обязательственного права может быть предъявлен только к нему (относительная защита).

Система вещных прав в Древнем Риме – это логическое единство взаимосвязанных правовых институтов, имеющих объектом своего регулирования вещи, телесные предметы. В ее содержании представлены:

–– право собственности (основное вещное право означало полное господство над вещью);

–– право владения (фактическое обладание вещью);

–– право на чужие вещи (в данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако несобственник имеет ряд прав в отношении данной вещи).

Право на чужие вещи включало в себя:

–– вещное право на пользование чужой вещью — сервитут;

–– вещное право на пользование и распоряжение чужой вещью, которое объединяло в себе:

· залог;

· эмфитевзис;

· суперфиций.

Вопрос 2. Понятие и классификация вещей

Вещь (res corporades) — это определенная часть живой и неживой природы, отделенная пространственной и физической оболочкой. Вещь –телесный предмет. Под бестелесными вещами римляне подразумевали по существу обязательственные права. Гай говорит о бестелесных вещах как о явлениях, не существующих в физическом мире, а проистекающих из действий людей на основе правовых предписаний. В качестве примера бестелесных вещей он указывает на обязательство наследства.

Классификация вещей:

· манципируемые –– неманципируемые;

· движимые –– недвижимые;

· находящиеся в обороте –– изъятые из оборота;

· делимые –– неделимые;

· потребляемые –– непотребляемые;

· родовые –– индивидуальные;

· простые – составные –– собирательные;

· главные – побочные (придаточные);

Манципируемые и неманципируемые вещи. В Древнем Риме деление вещей на манципируемые и неманципируемые было главным. К манципируемым вещам древние римляне относили: пахотные участки на территории Италии, скот, рабов, сельскохозяйственный инвентарь. Круг этих вещей был необходим для обработки земли, сельскохозяйственного производства. Поэтому первоначальное Римское право, будучи замкнутым, охраняло переход этих вещей из рук в руки, но только на территории Италии. То же касалось сельскохозяйственных угодий и крупного рогатого скота. Остальные вещи (имущество) относились к разряду неманципируемых и могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

Вещи движимые и недвижимые. Критерий движимости и недвижимости вещей –– связь с землей. Земля, ее поверхность и все, что прочно связанно с нею — дома, сады, пашни, леса — относилось к недвижимым вещам. Полагалось, что «сделанное над поверхностью следует за поверхностью». Все, что могло пространственно перемещаться — повозки, скот, рабы — считалось вещами движимыми. Следует отметить существование исключений из правил. В качестве примера в литературе указывают на обыкновение в римских поместьях ставить «давильни» (большие, обычно вкапываемые в землю, чаны, в которых давили оливки, виноград и т.п.), которые неразрывно были связаны с землей, но относились к хозяйственному инвентарю, вещам движимым.

Вещи, находящиеся в обороте и веши, изъятые из оборота. Все вещи, способные становиться объектом гражданских прав и обязанностей, за исключением специально изъятых из гражданского оборота, относятся к вещам, находящимся в обороте.

К вещам, изъятым из оборота, в Древнем Риме относились:

–– объекты, которые по своей природе не могут принадлежать кому бы то ни было (море, атмосферный воздух, текучая вода, городские стены);

–– объекты божественного права, посвященные публичной власти богов (храмы, жертвенники, алтари);

–– места захоронения — места, где были погребены останки какого-либо человека, даже раба;

–– публичные объекты (лат. «res publika» — публичные вещи) — крепости, казармы, строения публичного назначения, построенные в общественных целях, но не путем предоставления их в общее пользование;

–– тело свободного человека;

–– предметы, которые прямо запрещались к обороту — сильные яды,
«черные книги».

Вещи делимые и неделимые. Делимые вещи — те, которые могли быть разделены на составляющие без изменения своего рода и ценности. Каждая из этих вещей представляет собой ту же самую вещь, но в меньшем объеме и количестве, т.е. при разделении они не теряют своих свойств и предназначения: земельные наделы, полезные ископаемые. Неделимые вещи при разделении на ряд составляющих утрачивали свои первоначальные качества и предназначение. В подобных случаях неделимая вещь оставлялась в собственности только одного лица, а все остальные, претендующие на такую вещь, получали за свою долю денежный эквивалент.

Вещи потребляемые и непотребляемые. Потребляемые вещи уничтожаются в результате их использования — плоды, дрова, деньги, продовольствие и т.д. Непотребляемые — те, которые не уничтожаются потреблением, либо потребляются постепенно, на протяжении длительного периода времени (например, ювелирные украшения).

Вещи родовые и индивидуальные. Родовые вещи — те, которые не имеют специфических признаков, определенно отличающих их от иных вещей подобного рода, т.е. не имеют индивидуальности (зерно, вино, песок). Их ценность между собой равнозначна. Индивидуальные вещи, в силу присущих им особых отличительных признаков определенно выделяются из совокупности предметов своего рода и обретают качество индивидуальности, исключающее возможность применения к их оценке общеродовых критериев. Правовые последствия случайной гибели индивидуальной вещи также были специфическими и определялись исходя из того, что индивидуально определенная вещь не может быть заменена в силу отсутствия другого такого предмета.

Вещи простые, составные, собирательные. В Римском гражданском праве юристы определяли З вида вещей:

o простые — образующие нечто физически связанное и однородное, то, что не распадается на отдельные части: раб, камень, бревно и т.п.;

o составные — состоящие из искусного соединения простых вещей, например здание, шкаф, корабль;

o собирательные –– совокупность отдельных вещей под одним наименованием (например, народ, легион, стадо и т. п.).

Вещи главные и побочные (придаточные). Главная вещь – это целая, законченная, самодостаточная вещь со всеми своими придатками.Побочные (придаточные ) вещи зависят от главной вещи и следуют ее судьбе.Основные виды придаточных (побочных) вещей:

· Части вещи;

· Принадлежности;

· Плоды.

Части вещи не лишены самостоятельного бытия. Если предметом сделки являлась целая вещь, то все части подчинялись этой сделке. Однако римляне предусматривали различные ситуации (например, право на часть вещи могло принадлежать другому человеку). Юристы постановили следующим образом: если соединение вещи сопровождалось ее изменением, считалось, что права на эту вещь погибали вместе с ней. Однако, если часть вещи (бревно в стене дома) можно выкинуть, то вещь не теряла своего значения. Например, если дом состоит из бревен, одни из которых принадлежат другому человеку, и дом и бревна твои. Если же ты разобрал дом, то хозяин бревен может предъявить на них свои права, т.е. если сложная вещь распадалась на части, то восстанавливались права части (если они существовали).

Принадлежность вещи. Принадлежность вещи обеспечивает осуществление хозяйственного предназначения главной вещи.

Плоды вещи. Органическое произведение вещи — плоды, постоянно и регулярно от нее получаемые. Их подразделяли на естественные и цивильные. Естественные –– это плоды, приносимые самой вещью в силу своих природных свойств (фрукты, молоко, шерсть). Цивильные плоды образуются в результате участия вещи в обороте (например, наемная плата). И те, и другие плоды в период принципата соответствовали понятию «доходы». Плоды без ведома собственника принадлежали собственнику плодоносящей вещи.


Лекция 8
ИНСТИТУТ ВЛАДЕНИЯ В РИМСКОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: