Бытие вещей, процессов и состояний природы

Основные формы бытия

Целостный мир - это всеобщее единство, которое включает в себя множество вещей, процессов, явлений и т.п. Следуя философской трактовке, их можно назвать сущими, а мир в целом, - сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Определённость сущего характеризует место его индивидуального бытия и его место в целостном бытии. Но как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия, практика и познание требуют, чтобы оно обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности. При объединении единичных сущих в целостности, человеческая мысль учитывает то, как именно, единичное существует. Улавливая определённое сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия Таких групп много.

Проблема формы бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей. Важна и для философии. Разрешение основного вопроса философии об отношении мышления к бытию, зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм.

Сосредоточив внимание на диалектических различиях между основными формами бытия, т.е. на их взаимосвязях, целесообразно выделить различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов, которое делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

2. бытие человеческое, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3. бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. бытие социального: индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Вещи, процессы и состояния природы возникли и существовали до человека, существуют до, вне и независимо от сознания и деятельности людей. Это бытие "первой природы". Природа в целом бесконечна в пространстве и во времени. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то, т.е. их небытие сменяется их бытием. Их бытие и сохраняющееся, и исчезающее. Бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в непреходящем бытие природного мира как целого. "Первая природа" - благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания - является реальностью особого типа. Она объективная и первичная реальность (человек и его дух рождаются, благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли существовала без человека). Без природы невозможны жизнь и деятельность человека.

Бытие предметов и процессов "второй природы" состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актом человеческого труда, познания, творчества. "Вторая природа" - это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность; она дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи и не может считаться совершенно независимой от сознания человека.

Бытие человека в мире вещей. С точки зрения материалистического подхода, человек предстаёт как вещь среди вещей, как тело среди тел. Наличие тела делает человека преходящим существом. Погибнув, оно не исчезает из непреходящей природы, а переходит в другие состояния "первой природы".

Человеческое бытие. Факт существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей, порождает диалектическую взаимосвязь между бытием человека в мире вещей и социальным бытием.

Бытие индивидуализированное (духовное). Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознательного и бессознательного. Оно включает в себя сознание индивида. Сложность этого бытия состоит в том, что сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических процессов, к ним принципиально не сводимы. Элементы сознания и самосознания являются идеальными образованиями.

Бессознательное - это:

1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела (автоматически);

2. процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе перемещающиеся в поле сознания;

3. процессы художественной, научной, философской и иной интуиции, вызревающие в душе человека, высшие побуждения духа.

Сознание индивида "локализовано" в общественном человеке и обусловлено бытием общества и развитием истории.

Бытие объективированное духовное - рождается в лоне человеческой культуры и принадлежит к внеиндивидуальным формам бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические воплощения духовного. Язык - это один из ярких примеров единства индивидуального и объективированного духовного. Это бытие материализуется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные носители духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, плёнки фильмов и т.д.). Элементы этого бытия способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: