double arrow

Вопрос 2. Понятие и виды брака

Вопрос 1. Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила. Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (вероятно, от греческого kueros — власть). Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (тапиs) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их он мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus maritii (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось первоначальное, агнатское родство. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д. Постепенно власть домовладыки стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала получать признание в частном праве. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови — когнатское родство — в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. В когнатском родстве следует различать линии и степени. Линии бывают двух видов:

· прямая, связывающая лиц, происходящих одно от другого. Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

· боковая, объединяющая лиц, имеющих общего предка. Степень родства исчисляется количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии — непосредственно между этими лицами, а по боковой — от общего предка.

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с мужем своей сестры. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.

По словам Модестина, брак представлял собой «conjunction maris et feminae, cjnsortium omnis vitae, divini et humani juris communication» (союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права). В действительности, однако, эта явно идеалистическая формулировка маскировала полнейшее подчинение жены власти мужа, лишь с течением времени постепенно уступившее место признанию личной и имущественной самостоятельности жены. Уже отмечалось, что в древнейвшую эпоху правосубъектность жены всецело поглощалась правосубъектностью мужа, а жена, находясь в положении дочери, была совершенно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены.

В личном смысле от мужа зависела судьба жены. Он мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом — истребовать ее от любого лица по такому же иску, как обеспечивающему возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку замужество сопровождалось разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной мужней власти пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало имущество, не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, а также подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.

Причиной имущественного бесправия жены служило то обстоятельство, что со вступлением в брак она становилась persona alienijuris (подчиненной) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для практически самостоятельного распоряжения, это считалось всего лишь пекулием. Имущество после смерти мужа жена наследовала в последнюю очередь. Описанная власть мужа над женой называлась тапиs, в связи с чем и сам брак, при котором жена подчинялась этой власти, известен под названием брака с мужней властью — сит тапи mariti. Брак сит тапи mariti был, однако, характерен лишь для древнейшего периода римской истории. Развитие товарно-денежных отношений, постепенно расшатывавшее патриархальные устои римской семьи и, как уже отмечалось, со временем обусловившее личную и имущественную самостоятельность детей, таким же образом отразилось и на отношениях между супругами.

Брак сит тапи mariti начал вытесняться браком siпе тапи — без мужней власти. По своим основным прйнципам этот брак являл собой полную противоположность браку сит тапи mariti. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше) либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть над женой уже не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. И хотя именно он окончательно решал ряд вопросов семейной жизни, какого бы то ни было подобия тапиs у него больше не было.

Начало юридического равенства супругов при браке s iпе тапи проявлялось в их имущественных отношениях. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни (в порядке наследования, дарения и т.д.). Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. За отмеченным изъятием мужу и жене дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров — предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих).

Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dooos adventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась раtriа роtеstаs, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: